Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Дмитрий Зеленин: Тверские надежды

Архив rb.ru

Губернатор Тверской области рассказывает о будущем и настоящем рынка недвижимости области

Дмитрий Зеленин: Тверские надежды
Наличие градостроительных планов развития территории в последнее время становится принципиальным вопросом сразу по нескольким взаимообусловленным причинам. Согласно действующему Градостроительному кодексу РФ к январю 2008 г. такие документы должны появиться у всех субъектов Федерации. Поставленная задача отвечает и интересам инвесторов. По оценкам представителей бизнеса, отсутствие подобных разработок у местных властей удлиняет процесс реализации строительного проекта примерно на год — в ходе предпроектной подготовки приходится брать на себя изучение местности, проводить зонирование территории, что отражается не только на сроках, но и на рентабельности.

Задание Градкодекса осилили немногие. Среди них — Тверская область, оказавшаяся в числе семи регионов, где эту работу удалось выполнить, летом этого года представив на обсуждение в Минрегионе схемы территориального планирования (СТП). Об этом, а также о состоянии и перспективах развития области рассказывает утвержденный на новый срок губернатор Дмитрий Зеленин.


— Сейчас завершается разработка «Схемы территориального планирования Тверской области». Идет стадия согласования этого проекта с нашими муниципальными образованиями, областными службами, с соседними субъектами РФ, с Министерством регионального развития РФ. После получения всех необходимых согласований и внесения необходимых поправок схема будет утверждаться администрацией области. Это произойдет ориентировочно к концу 2007 г. Мне приятно отметить, что по уровню готовности областных СТП наша область входит в первую пятерку субъектов РФ.

Кроме того, наш регион одним из первых приступил к разработке СТП муниципальных районов. Расходы на эти цели на основе софинансирования делят между собой областной и местные бюджеты. К концу текущего года мы планируем завершить разработку первых восьми проектов СТП муниципалитетов, еще 10 подготовим к 2008 г., а в период 2009-2010 гг. предполагаем создать СТП по всем остальным муниципальным районам области.

В части разработки генеральных планов городских округов и городских поселений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса ситуация более сложная. В последние 10-15 лет новые генеральные планы вообще не разрабатывались. Средний возраст ранее сделанных генпланов городов и поселков городского типа нашей области уже превысил 21 год. Из пяти городских округов (Тверь, Ржев, Вышний Волочек, Кимры, Торжок) и 44 городских поселений новый генеральный план делается пока только по Твери — работа началась еще в 2001 г. и должна завершиться в нынешнем году. Не начата пока разработка генеральных планов и по нашим 318 сельским поселениям.

— Губернаторы жалуются, что подобные разработки довольно дорогостоящие. Общие затраты могут составить примерно 300 млн руб.

— Да, основная проблема заключается в дефиците средств на эти цели у муниципальных образований. По нашим оценкам, на разработку генеральных планов городских округов и городских поселений необходимо более 380 млн руб., из которых свыше 300 млн руб. — на обновление топографических планов территорий. А еще более 80 млн руб. потребуется для разработки генеральных планов 318 сельских поселений.

В разрабатываемой нами соответствующей областной целевой программе на 2008-2010 гг. и до 2015 г. планируется выполнить все эти работы по генеральным планам и картографо-топографическому их обеспечению только в течение ближайших восьми лет при обеспечении ежегодных объемов финансирования в размере 150-200 млн руб.

Помимо трудностей, связанных с большими объемами финансирования, остро стоит и проблема отсутствия необходимых мощностей проектно-изыскательских предприятий, способных осваивать такие большие объемы работ. В Тверской области своих градостроительных институтов нет, а московские и петербургские институты, которых не так много, сейчас сильно перегружены заказами из других регионов.

Несмотря на все эти трудности, администрация области прикладывает максимальные усилия, чтобы не только удержаться в группе лучших субъектов РФ по разработке СТП области и районов, но и занять достойное место среди других регионов в деле разработки генеральных планов для городских и сельских поселений.

— Извечный вопрос — земельный. Известно, что Росземкадастром РФ проводился эксперимент и Тверская область попала в число трех регионов, для которых разрабатывались кадастр и учет земли. Повлияло ли это на земельные отношения, улучшилась ли ситуация на рынке земли в регионе?

— Действительно, наша область вошла в число трех регионов, в которых осуществляется пилотный проект в рамках реализации федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». Его суть — формирование единой базы данных о земельных участках и объектах капитального строительства с использованием современных информационных технологий.

С этой целью в Твери в системе Роснедвижимости создана областная кадастровая палата для осуществления единого централизованного учета земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них. В ходе реализации пилотного проекта по области была проведена инвентаризация около 1,5 млн объектов капитального строительства, более 1 млн земельных участков. Сведения о земельных участках были предоставлены в налоговую службу, что в значительной степени оказало влияние на полноту сбора земельного налога и увеличило поступление арендной платы за землю.

Одновременно с этим в прошлом году мы вплотную занялись актуализацией кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, а в нынешнем году продолжаем такую работу в отношении земель населенных пунктов. Это также способствует увеличению поступления денежных средств от платы за использование земель в бюджеты различных уровней.

Для формирования достоверной базы данных о земельных участках практически на всей территории области путем проведения аэрофотосъемочных работ обновлен картографический материал. Это является основой для создания электронной карты области в единой системе координат. Аналогичная работа проведена по переводу бумажных архивов организаций технической инвентаризации в электронный вид.

Результатом этой деятельности стало внедрение автоматизированной информационной системы государственного кадастрового учета с использованием современных технических средств и IP-технологий. Она позволяет получать актуальную и достоверную информацию не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Все это, я уверен, приведет к активизации рынка земельных участков, сделает его более прозрачным и прогнозируемым, создаст оптимальные условия для управления не только земельными ресурсами, но и в целом имущественным комплексом области.

— Каким вы видите рынок недвижимости Тверской области? Каковы его главные, на ваш взгляд, черты?

— Главная черта — неоднородность. В числе наиболее развитых в этом отношении муниципальных образований — такие города, как Тверь и Конаково, а также Калининский, Конаковский, Зубцовский, Калязинский, Осташковский и Селижаровский районы. Если говорить о факторах, которые оказывают особое влияние на ситуацию на рынке недвижимости, то в первую очередь это уровень доходов местного населения и географическое положение муниципального образования, его близость к границам Московской области. И, конечно же, природно-климатические условия. Именно в силу этого фактора так популярна недвижимость в районе озера Селигер, благодаря чему и развивается рынок квадратных метров на территориях, прилегающих к жемчужине Верхневолжья.

Что касается показателей, то количество сделок по месяцам неравномерен, однако по годовой статистике объем операций на рынке недвижимости за последние три года постоянно растет на 15-20%.

— Дефицит какой недвижимости в области ощущается более остро? Как он преодолевается?

— Как и в России в целом, в нашем регионе особенно остро строит проблема недостаточных темпов жилищного строительства. Однако постепенно она все же решается. Объемы сдачи жилья растут. В нынешнем году мы прогнозируем обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 390 000 кв. м, а к 2010 г. ставим перед собой цель добиться увеличения объемов ввода жилья до 1 млн кв. м.

Для воплощения этого оптимистичного прогноза в жизнь мы активизируем работу по формированию и предоставлению земельных участков под комплексную застройку, включающую строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. Думаю, достичь показателя в 1 млн кв. м за три года вполне реально, тем более что спрос на рынке жилья давно уже превысил предложение и продолжает расти. Так что в желающих вложить средства в строительство недостатка нет и не будет.

— Какие секторы наиболее привлекательны для инвесторов? Приходит ли на рынок недвижимости Верхневолжья иностранный капитал или регион интересует в основном местных и столичных бизнесменов?

— В числе наших несомненных плюсов — выгодное географическое положение, наличие квалифицированных кадров, довольно развитая инфраструктура. Конечно же, для застройки инвесторов интересуют в основном участки в Твери, Конакове, Калязине. Одним словом, в тех городах, где стоимость квадратного метра выше и существует повышенный спрос на жилье. Однако мы регулируем эти процессы и делаем все возможное для привлечения капитала и в другие муниципальные образования, ведь там тоже существует острая необходимость в расширении рынка недвижимости.

Что касается иностранных инвесторов, то пока они предпочитают вложения в промышленный сектор экономики области.

На сегодняшний день основная доля в валовом региональном продукте (ВРП) — это промышленность. И мы, конечно же, продолжим ее развивать за счет создания промышленных площадок, формирования льготных условий для инвесторов, совершенствования инвестиционного законодательства. Вклад же в экономику области туристической отрасли, а также так называемой сервисной экономики пока незначителен. Однако это очень важная и перспективная работа. Мы стремимся к изменению структуры ВРП и в ближайшие пять лет, уверен, добьемся результата. Мы ставим перед собой задачу к 2012 г. увеличить количество занятых в малом бизнесе до 40% от числа работающих в экономике области и довести долю малого предпринимательства в ВРП до 20%, т. е. удвоить ее. Развитие малого бизнеса, несомненно, потянет за собой и развитие рекреационного сектора. В итоге же эти процессы окажут позитивное влияние на экономику Тверского региона в целом.

— В какой стадии сегодня находится проект «Завидовские дали», который вы представили в Каннах на международной выставке MIPIM? Его реализация уже началась?

— Это весьма перспективный проект. Насколько мне известно, подготовительные работы сегодня находятся в стадии завершения, уже появились соинвесторы, готовые вкладывать средства в «Завидовские дали». Так что строительство комплекса, думаю, начнется уже в следующем году.

— Каким вы видите будущее Тверской области в соответствии с планами введения скоростных магистралей, платных дорог?

— Для нашего региона это, безусловно, благо. Новая автомобильная трасса Москва — Санкт-Петербург даст мощный импульс развитию малого бизнеса, сферы услуг, логистических центров и отрасли туризма. Так что мы связываем с ее строительством большие надежды.

— Существуют ли региональные программы, связанные с развитием местных дорог? Сколько в год удается проложить новых и реконструировать уже существующих магистралей?

— Безусловно, такие программы существуют. В частности, в регионе реализуется бюджетная целевая программа «Дорожное хозяйство Тверской области на 2007-2009 гг.», в соответствии с которой осуществляется финансирование дорожных работ по содержанию, ремонту и реконструкции (строительству) автодорог за счет средств областного бюджета и субвенций из федерального бюджета.

На 2007 г. предусмотрено финансирование дорожного хозяйства в размере около 2 млрд руб., в том числе около 1,5 млрд руб. из областного бюджета и 465 млн руб. — из федерального. Учитывая, что протяженность дорог в нашем регионе довольно велика, этих средств недостаточно, чтобы добиться высокого качества дорожного покрытия на территории региона. Их хватает на то, чтобы обеспечить потребности дорожного хозяйства лишь на 30%. В связи с этим средства направляются прежде всего на важнейшие объекты. В последние годы проведена реконструкция участка автодороги Тверь — Бежецк протяжением 9 км, автодороги Дубна — Кимры протяжением 14 км и др.

Однако сейчас ситуация в нашем дорожном хозяйстве начала меняться к лучшему. Нам удалось добиться получения из федерального центра 320 млн руб. на ремонт дорог в Твери. Дополнительно выделяем еще 100 млн руб. на ремонт дорог в муниципальных центрах. Ведется активный капитальный ремонт федеральной трассы Москва — Рига, на который только в 2007 г. выделено 200 млн руб. А начиная с 2008 г. на финансирование капитального ремонта трассы «Балтия» будет направляться ежегодно около 1 млрд руб. Это позволит уже в будущем году отремонтировать 70 км трассы, а в течение 3-4 лет — полностью привести автодорогу в надлежащее состояние.

Еще 2 млрд руб. придут из федерального бюджета на ремонт другой трассы, проходящей по территории нашей области, — Москва — Санкт-Петербург. Этих денег хватит на то, чтобы в следующем году привести в порядок 23 км дорожного покрытия и создать серьезный задел на ближайшую перспективу.

— Тверская область — это крупный транспортный путь и в то же время территория, известная своими замечательными историческими и природными достопримечательностями. На ее территории располагается множество исторических дворянских усадеб. Решается ли вопрос их реставрации? Поступает ли такая недвижимость в рыночный оборот? Какие на этот счет есть примеры в регионе?

— Да, находясь между двумя столицами, регион стал настоящим заповедником дворянских гнезд. Сегодня в разной степени сохранности у нас имеется 170 комплексов дворянских усадеб — от маленьких уютных особнячков до больших дворцов с пространными парками, многие из которых являлись шедеврами садового искусства.

Нынешнее состояние памятников истории и архитектуры вызывает беспокойство. Некоторые из них находятся в аварийном состоянии, большинство — в неудовлетворительном. Основная причина этого — отсутствие собственника. Без хозяйского глаза многие памятники погибают. Особенно это относится к усадебным комплексам, расположенным в сельской местности. Найти пользователя мешает несовершенство законодательства, которое не позволяет передать объект в собственность или долгосрочную аренду. Об этом говорилось неоднократно. Все с нетерпением ждали выхода федерального закона № 258, который должен был определить порядок разграничения собственности на объекты культурного наследия и снять мораторий на приватизацию памятников. И вот с 1 января 2007 г. закон вступил в силу. Однако процесс разграничения собственности идет очень медленно.

Сейчас в собственности администрации Тверской области находится только пять объектов. Большая часть историко-культурных памятников до разграничения относились к ведению Федерации, но не прошли процедуру регистрации. В связи с этим объекты не могли быть включены в хозяйственный оборот. Несмотря на это, администрация Тверской области пытается оказать возможную помощь при проведении ремонтно-реставрационных работ. С 2005 г. на территории нашего региона действует целевая программа «Сохранение культурного наследия Тверской области». Кроме того, мы реализуем отдельные программы по сохранению тверской дворянской усадьбы и сохранению памятников и традиций деревянного зодчества с общим объемом финансирования 50 млн руб.

В перечень объектов, которые Тверская область готова взять в региональную собственность, включены 75 комплексов федерального значения. Это значит, что мы на региональном уровне берем на себя полную ответственность за сохранность данных памятников. Для решения этой задачи необходимо применять все позволенные действующим законодательством методы их передачи пользователю. Это и долгосрочная аренда, и передача в частную собственность, и доверительное управление, и безвозмездное пользование.

В качестве примера такого сотрудничества власти и бизнеса могу привести передачу в долгосрочную аренду усадьбы «Знаменское-Раек» фирме «Конкор». В настоящее время этот объект уже реставрируется. Еще один пример — усадьба Толстых в Осташковском районе, которая находится в частной собственности и используется под туристический центр. Ремонтно-реставрационные работы здесь уже проведены.

— Насколько развиты в области социальные жилищные программы?

— Активное развитие ипотечное кредитование получило в нашем регионе в прошлом году. Тогда кредитными учреждениями Тверской области было выдано гражданам 1823 кредита на сумму около 1,4 млрд руб., что в 6,5 раза больше, чем в 2005 г. Кстати, по объему полученных гражданами ипотечных кредитов наш регион в 2006 г. вышел на 3-е место в Центральном федеральном округе.

Увеличению объемов ипотечных кредитов способствовали снижение процентных ставок по кредитам с 15-16% до 11-12%, повышение благосостояния населения области, упрощение процедуры выдачи кредитов, повышение информированности населения об условиях кредитования. А основным фактором, повлиявшим на рост ипотечных жилищных кредитов, стала финансовая помощь гражданам из бюджета региона в рамках областной целевой ипотечной программы. Так, в 2006 г. около 60% выданных гражданам ипотечных жилищных кредитов составили субсидированные кредиты. С их помощью улучшили жилищные условия 1015 семей, которые приобрели 53 400 кв. м жилья на сумму около 1 млрд руб.

В рамках областной целевой программы на субсидирование ипотечных жилищных кредитов в 2007 г. предусматривается направить 112,5 млн руб. Кроме того, расширен круг граждан, которым будет предоставлена финансовая помощь из бюджета региона. Помимо работников бюджетной сферы, государственных гражданских служащих, молодых семей субсидирование ипотечных жилищных кредитов будет осуществляться также семьям, в которых рождаются трое и более детей одновременно (до 50% стоимости жилого помещения, но не более 1 млн руб.), гражданам, переселяющимся в Российскую Федерацию из-за рубежа, участникам региональной программы «Офицер-фермер» и ряду других категорий граждан. Программой предусматривается, что к 2009 г. в Тверской области будет выдаваться ежегодно около 3000 ипотечных жилищных кредитов. К этому показателю мы приближаемся уже сейчас. Так, в первом полугодии 2007 г. жителям Верхневолжья было выдано 1142 ипотечных жилищных кредита на 1 млрд руб., а это больше, чем за аналогичный период прошлого года в 1,6 раза.

Что касается обеспечения жильем молодых семей, то в нашей области реализуется одноименная подпрограмма федеральной целевой программы «Жилище». На 2008 г. мы представили в Росстрой заявку на федеральную поддержку в рамках этой подпрограммы на сумму 22,5 млн руб., что в 3 раза больше, чем в 2007 г. Конечно, это потребует увеличения объемов софинансирования из местных бюджетов, однако эти средства необходимо изыскать, поскольку решение жилищной проблемы молодежи напрямую связано с сохранением кадрового потенциала муниципальных образований. А значит, и с развитием экономики Тверской области в целом.

— В отличие от многих других губернаторов у вас за спиной солидный опыт работы в бизнесе. Помогает ли это на посту главы региона?

— В связи с тем, что до прихода на государственную службу я долгое время работал в бизнесе, меня часто спрашивают, не является ли для меня управленческая деятельность в Тверской области очередным бизнес-проектом. На этот вопрос я, конечно же, отвечаю отрицательно. Управление регионом — это непростая, кропотливая и по-настоящему ответственная работа, отличающаяся от руководства бизнес-структурой. В бизнесе главная цель — получение прибыли и капитализация, тогда как на государственной службе все гораздо сложнее. Главная ценность для меня — люди, жители области, а основным показателем моей работы на посту губернатора является их благосостояние. Чтобы оно улучшалось, необходимо прилагать к этому все усилия: развивать экономику и социальную сферу, привлекать инвестиции, улучшать экономический климат в области. И в выполнении этих задач мне, безусловно, помогает опыт, полученный за годы работы в бизнесе, — находить наиболее оптимальный выход из любой ситуации.

Наталия Крол
Ведомости, 12.11.2007, №213 (1987)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Цифровая осада»: как формируются угрозы для умных жилых комплексов
  2. 2 «Купить себе работу»: почему инвестиции в недвижимость — это не всегда источник пассивного дохода
  3. 3 Ограничения ЦБ по ипотеке с 1 марта: как обеспечить себе «да» от банка
  4. 4 Ограничения ЦБ по ипотеке с 1 марта: кому будет труднее получить кредит
  5. 5 Бизнес в Южной Африке