Архив rb.ru

До кризиса компании платили обществу до $2 тыс. за сотрудника

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Теперь же социальные инвестиции компаний сократятся

До кризиса компании платили обществу до $2 тыс. за сотрудника
Присоединиться
До кризиса компании платили обществу более $2000 за одного сотрудника, свидетельствует доклад Ассоциации менеджеров и Программы развития ООН. В 2009 году объемы корпоративных социальных инвестиций, которые определяют требования общества к социальной политике работодателей, вслед за расходами на персонал неминуемо сократятся. 

Обнародованный в пятницу доклад о социальных инвестициях в России готовится раз в пять лет. Эксперты проанализировали динамику, объемы и структуру затрат на развитие персонала, экологические программы, программы по охране труда и здоровья 102 крупнейших российских компаний.   

Как следует из доклада, социальные стратегии российских компаний в последние пять лет существенно отличались от европейских. Социальные инвестиции компаний в России до 2008 года были довольно консервативны и более направлены на инвестирование внутри компании, чем на местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию, и не носили систематического характера. 

Но в целом компании на них не скупились, достигнутый уровень выше аналогичных вложений национальных компаний в странах БРИК. Согласно докладу, размер социальных инвестиций на одного работника вырос в 2007 году до 54,3 тыс. руб., против 42,8 тыс. руб. в 2003 году. Удельный вес социальных расходов в валовых продажах компаний вырос с 1,96 до 3,76%.

Кто, сколько и куда тратил

Больше всего на социальные цели в 2007 году тратились сырьевые компании - 83,2 тыс. руб. на одного работника (в 2003 году - 38,9 тыс. руб.). Сфера услуг, у которой в 2003 году были наибольшие расходы на одного работника (85,1 тыс. руб.), в 2007 году уже тратила значительно меньше - 47,4 тыс. руб. И наконец, перерабатывающий сектор продемонстрировал снижение всех показателей - расходы на одного работника отрасль снизила с 46 тыс. руб. в 2003 году до 27,9 тыс. руб. в 2007 году. 

Исследование показало, что сырьевой сектор 54,8% социальных инвестиций тратит на развитие персонала, 16,3% - на экологическую деятельность, 9,7% - на охрану здоровья, 17,4% - на местное сообщество. Перерабатывающий сектор на природоохранную деятельность тратит больше - 30%, а 44,9% - на персонал. В сфере услуг на персонал компании расходуют 46,3% социальных инвестиций и 16,8% - на "добросовестную деловую практику в отношении потребителей" - это больше других отраслей. 

Траты сократятся 

Многие компании (44%) не проводили расчетов, насколько экономически эффективны социальные траты. Для них важнее качественные критерии: например, есть ли забастовки, какие у персонала отношения с администрацией, предположила соавтор доклада, директор департамента стратегических исследований Ассоциации менеджеров Екатерина Иванова в разговоре с "Коммерсантом". 

Доклад готовился до кризиса, из него следует, что  увеличить социальные траты в 2008 году планировали почти 74% компаний, тогда как о возможном снижении сообщали лишь 5%. Прирост должен был быть зафиксирован в инвестициях на развитие персонала, природоохранную деятельность и взаимоотношения с местным сообществом. 

Сейчас очевидно, эти планы будут пересмотрены. По случаю экономического кризиса 94% компаний уже сокращают или замораживают расходы на персонал, свидетельствует недавнее исследование компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Социальные программы будут следующими. Это, замечает "Коммерсант", может вылиться в неожиданные аспекты кризиса 2008-2009 годов - от изменений в поведении сотрудников на рынке труда до роста политических протестных настроений.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 4 ошибки инклюзивного корпоративного волонтерства — как их избежать и быть корректными и полезными
  2. 2 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  3. 3 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»