Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Должники используют кризис как отговорку не платить

Архив rb.ru
Данара

Данара

За год средняя сумма долга у физических лиц выросла в 1,5 раза

Должники используют кризис как отговорку не платить

  Жалобы на кризис и безденежье на самом деле являются уловками, чтобы не отвечать по кредитным обязательствам. К такому выводу пришли специалисты коллекторского  агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн",  которые подвели предварительные итоги 2009 года. За год средняя сумма задолженности физических лиц выросла в 1,5 раза - до 37 488 рублей, при этом в большей степени росли штрафы и пени, основная часть долга, напротив, снижалась. Средний срок просрочки по кредитам достиг 30-36 месяцев.

Почти половина заемщиков с просроченной задолженностью используют кризис как повод не платить. "Анализ показал, что такие популярные причины невозвратов, как "кризис" и вызванные им "финансовые трудности", на которые ссылаются многие должники, оправдывая свои неплатежи, на самом деле часто являются лишь отговоркой", - отмечают в агентстве.

Как выяснилось, именно те люди, которые не смогли выполнять свои обязательства в самую острую фазу кризиса (10-12 месяцев назад), стремятся быстрее расплатиться с долгом, нежели те, кто перестал обслуживать свой кредит больше года назад.

Тем не менее, около 44% должников, которые при разговоре с коллекторами жалуются на финансовые трудности, продолжают платить по кредиту, подсчитали эксперты.

На 1 октября 2009 года объем просроченной задолженности по кредитам физическим лицам составил 231 млрд рублей. Средняя сумма долга за последний год выросла в 1,5 раза - с 24 597 рублей в 2008 году до 37 488 рублей в 2009 году.

При этом основная сумма задолженности снижалась, в то время как сумма штрафов и пени, начисленных за просрочку, росла. Увеличился и средний срок просрочки: если в 2007-2008 годах средний возраст продаваемых долгов составлял 12-18 месяцев, то к концу 2009 года он достиг 30-36 месяцев. Долги по потребительским кредитам, как правило, погашались лучше, чем задолженности по автокредитам и кредитным картам. 

Сложнее стало "выбивать" долги. Сотрудникам коллекторского агентства все чаще приходится выезжать к неплательщику: за первые 9 месяцев 2009 года доля должников, к которым приходилось выезжать "на места", выросла на 69,7%.

Женщины-заемщики по-прежнему являются более ответственными, чем мужчины: в четвертом квартале 2009 года объем платежей от женщин превысили аналогичный платежи от мужчин на 1,8%. Молодежь также подает хороший пример: объем платежей лиц от 18 до 25 лет вырос на 3,5% к концу 2009 года по сравнению с предыдущим годом. Остальные возрастные группы платить стали меньше, особенно это касается людей в возрасте 25-30 лет и 31-50 лет - объем поступлений к концу 2009 года от них снизился на 2 и 2,3% соответственно по сравнению прошлым годом.

При этом платежеспособность должников не сильно зависит от колебаний курса валют. По данным ЦБ РФ, к февралю 2009, когда доллар США стоил 36,4 рубля, доля валютной просрочки в общем объем задолженности физических лиц составляла 13,6%, а к сентябрю 2009, когда курс снизился, этот же показатель равнялся 13,2%, то есть остался практически без изменений.

"Кризис оказал влияние как на должников, чья платежеспособность снизилась на 10%, так и на коллекторов, чьи расходы на взыскание выросли в 1,5 раза", - подводит итоги первого кризисного года гендиректор агентства Елена Докучаева.

В настоящий момент объем просроченной задолженности по кредитам физическим лицам составляет 6,38% от общего объема всех выданных на эту дату розничных кредитов, так что говорить об угрозе стабильности банковской системы пока не приходится - критический уровень наступает при доле просроченной задолженности около 15-20% совокупного кредитного портфеля, пояснила RB.ru замгендиректора "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная.

По мнению экспертов агентства, существующие тенденции будут сохраняться и в течение 2010 года. В следующем году объемы и доля просроченной задолженности могут стабилизироваться в том случае, если развернется кредитование компаний и населения.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»