Дороги в Москве в 2011 г. будут строиться по 1,6 млрд рублей за километр

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Эксперты объяснили RB.ru, почему строительство дорог в столице обходится так дорого

Власти Москвы собираются построить в столице 23,89 км дорог в 2011 году. На эти цели будет выделено 38 млрд рублей. По грубым подсчетам получается, что один километр московской дороги обойдется в 1,6 млрд рублей, или $52 млн. Стоимость строительства 1 км дороги в Москве превышает европейские показатели как минимум в 7-10 раз, указывают RB.ru эксперты. Некоторые добавляют: "Потому что воруют".

Правительство Москвы выделит на строительство дорог в столице 140 млрд рублей в 2011-2013 гг. Эти цифры были озвучены в ходе рассмотрения бюджета города на 2011 год (подробнее о заседании читайте в материале RB.ru). При этом было отмечено, что в следующем году на дорожное строительство будет выделено 38 млрд рублей. На эти деньги планируется продолжать работы на Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе, Четвертом транспортном кольце, Звенигородском проспекте, на трассе Вешняки - Люберцы, а также строить дублер Дмитровского шоссе.

В кризис власти Москвы решили сократить бюджет дорожного строительства в столице втрое. Если до кризиса на дороги город выделял 107,4 млрд рублей, то в 2009 году было выделено вдвое меньше - 51,3 млрд рублей. "В этом году с финансированием получше, но новых заказов нет", - говорит RB.ru гендиректор ЗАО "Инфраструктура" (контролирует в том числе ОАО "Мосинжстрой") Евгений Любарский.

1,6 млрд рублей за километр

Ранее правительство Москвы заявило, что в следующем году планируется построить 23,89 км дорог. По грубым подсчетам получается, что один километр дорог обойдется столице, учитывая заявленное финансирование, в 1,6 млрд рублей, или $52 млн (по курсу ЦБ РФ на 25 августа). На остальные 102 млрд в 2012-2013 гг. планируется построить еще меньше - в сумме 17,21 км дорог, то есть стоимость строительства километра возрастет до 5,93 млрд рублей.

Стоимость строительства 1 км дороги в Москве превышает европейские показатели как минимум в 7-10 раз, говорит RB.ru Петр Клюев, эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации". Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин ранее говорил, что в России стоимость строительства дорог в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в 3 раза, чем в США, и в 7 раз дороже, чем в Китае. Среди причин он называл слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, а также "откаты".

"Объяснить такие цены объективными причинами крайне сложно, особенно учитывая качество дорог", - добавляет RB.ru Клюев. По его словам, в России стоимость "может складываться из таких непонятных пунктов" как "затраты на высвобождение территории под строительство".

Деньги уходят на выкуп земли

Нужно учитывать, что строительство в городе осложнено необходимостью выносить коммуникации, переселять жильцов, что существенно увеличивает стоимость, добавляет RB.ru аналитик Rye, Man & Gor Securities Руслан Юнусов. Так как вся земля в Москве находится в чьей-то собственности, то прежде чем начать строительство, землю надо выкупить, жильцов переселить, иногда такие затраты могут достигать половины стоимости проекта, соглашается аналитик "ТКБ Капитал" Анатолий Высоцкий. Ранее такое же объяснение дороговизне российских дорог давал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Исходя из такого принципа формирования смет, увеличивать стоимость строительства российских дорог можно до бесконечности, считает Петр Клюев.

Откаты

"Очень много воруют", - коротко заметил RB.ru Евгений Шлеменков, руководитель комиссии "Опоры России" по строительству и ЖКХ, добавив, что этому способствует наличие большого объема скрытых работ. Кроме того, заметил собеседник RB.ru, строительство дорог в России ведется в ручном режиме, без применения новых технологий, что не только объективно увеличивает стоимость, но и сказывается на качестве.

Как амазонские джунгли освоить

"Строительство российских дорог можно сравнить по себестоимости с освоением диких участков каменистых гор или амазонских джунглей. Сравнение смешное, но это факт, - говорит RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. - Конечно, самым распространенным и вполне имеющим право на жизнь является мнение о разворовывании средств и коррупции на всех уровнях участников застройки. Тем не менее, есть и официальные данные и цифры". По расчетам специалистов, при строительстве дороги основными статьями затрат являются сами строительные материалы и их транспортировка. Если говорить об освоении удаленных участков России, высокую себестоимость можно объяснить большими расстояниями транспортировки и низкой среднесуточной скоростью доставки, то есть низкий уровень развития автодорожной сети провоцирует высокую стоимость строительства новых дорог или их реконструкции, поясняет аналитик.

При строительстве дорог в Москве в сметах на строительство есть пункты по выкупу участков земли, на которых ведется строительство дороги, добавляет Фильченков. По его словам, весомый "вклад" в стоимость вносят проектные работы - до 40% стоимости проекта. Плюс к этому под одним генеральным подрядчиком на строительство в буквальном смысле "кормится" большое количество подрядчиков: кто-то поставляет щебень и асфальт, кто-то бордюры, кто-то предоставляет в аренду технику. "Ситуация, на самом деле, плачевная, - замечает собеседник RB.ru. - Каждое из этих звеньев бизнес-процесса старается сделать максимальную наценку на свои услуги, что, в конечном счете, приводит к заоблачным ценам за 1 км новых дорог, при этом сами дороги оставляют желать лучшего".

Рекорды

Борис Немцов в своем докладе "Лужков. Итоги" отметил, что стоимость строительства дорог в Москве самая высокая в мире, и объяснить этот факт можно только запредельной коррупцией и монополизацией дорожного рынка.

Много шума наделала история со сметой на участок Четвертого транспортного кольца, стоимость которого сравнили со стоимостью Большого адронного коллайдера (БАК). Первый участок кольца длиной 3,8 км (шоссе Энтузиастов - Измайловское шоссе, сроки строительства - 2008-2011 гг.), как было заявлено в смете, обойдется в 66,63 млрд рублей, или $716 млн по тогдашнему курсу. Это, пожалуй, самая дорогая дорога в мире: стоимость километра ТТК составляет $117 млн, МКАД - $100 млн, а тоннеля под Ла-Маншем - 314 млн евро, но тогда евро был дешевле доллара. В российском Федеральном дорожном агентстве считают, что стоимость земли, оформление нового жилья для тех, кого расселяют, и перенос коммуникаций обходятся в 30% от общей стоимости автодороги.

Впрочем, строительство дороги "Адлер - Красная Поляна" обойдется в 227 млрд рублей. Учитывая ее длину в 48 километров, стоимость одного километра составит 4,7 млрд рублей. Журнал Esquire уже сделал интересные подсчеты, выяснив высоту этой дороги, если бы она была сделана из дорогих материалов. Получилась дорога высотой: 6,37 см из устриц, 1,1 см из чёрной икры, 9 см из измельчённых сумок Louis Vuitton, 21,9 см из фуа-гра, 0,02 см из 100-долларовых банкнот, 4,7 см из меховой шубы, 6 см из трюфелей.  
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Валс Перест 05:12, 25.08.2010
    0
    Сколько же Москва может поганить и оббирать Россию?! Когда же это все кончится?!
  • И. Андреев
    Валс Перест И. Андреев 05:25, 25.08.2010
    0
    когда дыма от торфяников будет больше, лишних трупов от удушья будет не каких-то 10 тысяч за месяц, а значительно больше, тогда все и кончится. Не завидуйте глупым москвичам и жуликам, у них свой путь, они его выбрали и уже никуда не свернут.
  • Евгений Мунтяну 07:07, 25.08.2010
    0
    А много ли легальных рабочих трудится на данных объектов? Еще одна существенная статья "ДОХОДА"!)
  • Ильдар Исхаков 09:02, 25.08.2010
    0
    Когда знакомишься с такими цифрами затрат на известные в мире вещи, то возникает вполне законное мнение - всех творцов подобных проектов отправить на пенсию, а на их место пригласить зарубежных специалистов с условием, что себестоимость их работ будет точно такой же, как у них на родине...
  • Citizen
    Ильдар Исхаков Citizen 17:24, 25.08.2010
    0
    Российская бюрократия встанет единой стеной против подобного предложения.Потому что тогда госчиновники лишатся откатов.
  • Дина Красильникова 09:32, 25.08.2010
    0
    Стоит ли удивляться тому, что Москва притягивает всех, ищущих заработков: и из провинций, и из стран ближнего зарубежья, засоряя и заплёвывая столицу. Большая часть денег концентрируется в одном городе. Пример со строительством дорог, лишь частный момент в общем поле экономики страны. Привлекая огромные средства для обустройства одного города в стране с многомиллионным населением, в основной своей массе - выживающий еле как, тем самым создаются условия для миграции населения в этот самый город. Только когда мы как общество в целом осознаем взаимосвязь и взаимозависимость всего и вся, и не в последнюю очередь те, кто участвует в движении средств, можно рассчитывать на разумность наших поступков. Сейчас лишь можно констатировать:Россия - страна дураков. Не удивительно, что нас боятся, не любят, не понимают. Стоит ли нашим лидерам и всем нам обижаться на то, что с нами мировое сообщество не особенно желает считаться. С такой безответственной внутренней политикой не может быть ни уважения, ни признания. А угрожая сверхмощным оружием, мы лишь демонстрируем свою неразвитость.
  • Мечтатель
    Дина Красильникова Мечтатель 05:11, 29.08.2010
    0
    А есть ли у нас внутренняя политика? По моему она свелась к ПИАР акциям типа тусовок с байкерам, полетами за штурвалом самолета тышение пожара, отбора проб на ямале, "дойкой" кошалота, поездкой на ладе на дальнем востоке и т д. Реклама для быдла. Мол вот какой у нас лидер все может на все способен. Но на самом деле это все показывает что наши лидеры плохие управленцы и выстроили за 11 лет такую вертикаль (система) управления, которая без прямого вмешательства первых лиц не работает. Вывод напрашивается один: менять лидера и систему управления. У хорошего руководителя все работает,а он сидит на рабочем месте в своем кабинете.
  • Светлана Зуева 09:38, 25.08.2010
    0
    А деньги все никак не кончатся, а их тратят-тратят-тратят (воруют-воруют) и даже строят дороги!
  • Светлана Зуева 09:40, 25.08.2010
    0
    Видимо денег все-таки хватает у нас в стране.
  • Александр Попов 13:36, 25.08.2010
    0
    Эсть очень простой выход, но он правда никому не нужен. Это создать госфирму и строить дороги, как в Белоруссии делается. И сразу цены упадут в разы, а качество возрастет в разы. Должен сказать, что дороги в Беларуссии ни в чем не уступают Чехии и Венгрии, а второстепенные превосходят.
  • Борис Баженов 17:28, 25.08.2010
    0
    Если еще учесть, что заработная плата наших рабочих раз в 10 ниже, чем в развитых странах, то вообще абсурдно заявлять такие расходы. Тем не менее эту абсурдность видят все, кроме контролирующих органов, правительства, да и Президента тоже. Объяснение опять же одно - коррупция в верхних эшелонах власти.
  • Игорь Андреев 18:16, 24.08.2010
    0
    батурина будет "стоить", это не коррупция, но за это (заказы жене) в китае расстреляли заммэра пекина. Еще один хороший "заказ" батуриной - забетонировать торфяники, чтобы не дымили, а по 10 тыс. "лишних" не подыхали в месяц. Благородная задача. Тогда она точно будет и 1 бизнес-леди мира, и самым умным бизнесменом среди мужиков, работающих в поте лица. И все в мире, наконец, поймут, что за капитализм путин нам построил, как его учили в разведке (все секреты тыбрить у врага).
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Петербургский Международный Инновационный Форум
28 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase