"Дружбе" - труба

Расскажите друзьям
Дмитрий
Дмитрий

Россия пустит нефть в обход Белоруссии

Россия вскоре может оставить Белоруссию без транзитной нефти. Правительство России одобрило строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), сообщает газета "Коммерсант". Распоряжение о начале работ по строительству БТС-2 подписал в конце прошлой недели премьер Михаил Фрадков. Стоимость проекта - $2-2,5 млрд. Строительство трубопровода должно быть завершено в течение полутора лет, то есть к концу 2009 года. По завершении проекта Россия может полностью перестать зависеть от транзита нефти через Белоруссию и связанного с этим рисками. По мнению аналитиков, скорее всего, старый трубопровод "Дружба" может вовсе перестать эксплуатироваться.

Система магистральных нефтепроводов "Дружба" протяженностью более 6000 км. проходит через 10 стран Европы. На территории Белоруссии нефтепровод разделяется на две ветки — северную (Белоруссия, Польша, Германия, Латвия, Литва) мощностью 70 млн. тонн нефти в год и южную (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия) с пропускной способностью 65 млн. тонн в год. Новый трубопровод пройдет от Унечи в Брянской области (граница с Белоруссией) до порта Приморск в Ленинградской области (см. схемы первой очереди БТС и "Дружбы"). Его проектная мощность составит 50 млн. тонн нефти в год. При этом глава "Транснефти" Семен Вайншток ранее заявлял, что пропускная способность нефтепровода может быть увеличена до  75 млн. тонн нефти в год.

Идея строительства нефтепровода в обход Белоруссии возникла после нефтегазовых конфликтов Кремля и Лукашенко в конце 2006 - начале 2007 годов (см. дополнительный материал). Тогда российское правительство высказало намерение брать с Белоруссии пошлину на экспорт нефти в эту страну в размере $180 за тонну. В ответ Белоруссия ввела плату за транзит российской нефти в размере $45 за тонну. В результате поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" даже были приостановлены.

К середине января 2007 года компромисс был найден: Белоруссия отказалась от взимания платы за транзит, а Россия снизила экспортную пошлину до $53 за тонну. Тогда реализация проекта строительства БТС-2 была отложена, а сам проект отправили на доработку. Но, как видно, Россия вовсе не собиралась отказываться от поиска путей снижения рисков, связанных с транзитом через территорию Белоруссии. В апреле 2007 года правительство РФ снова рассмотрело проект строительства БТС-2.

Почти синхронно заместитель главы Ростехнадзора Олег Митволь - палочка-выручалочка российского правительства в конфликтных ситуациях в нефтегазовой сфере – с присущей ему оперативностью заявил, что нефтепровод "Дружба" находится в аварийном состоянии. Конкретно речь шла об участке, по которому идут поставки нефти в Литву, который и был перекрыт. В результате, в июле 2006 года поставки нефти в Литву по "Дружбе" были прекращены. Вопрос о ремонте участка пока находится в стадии проработки.

Литовцев неопределенность судьбы "Дружбы" очень расстраивает. Недавно, выступая в Лонджоне, премьер правительства этой страны Гедиминас Киркилас тревожился о том, что Россия не спешит ремонтировать "Дружбу". Даже графика работ по восстановлению пока не предоставила, хотя ранее намеревалось сделать это в марте текущего года. Тем временем нефть поставляется в Литву танкерами через порт Приморска.

Сколько продлится такое положение дел – неизвестно. Ранее Семен Вайншток заявлял, что проведение ремонтных работ может занять год или даже два. Да и вообще -  нужно провести оценку экономической целесообразности ремонта «Дружбы»: «Вполне возможно, что они [затраты на ремонт – RB.ru] окажутся слишком серьезными, и мы примем решение отказаться от них", - заявлял глава "Транснефти".

Желание России снизить зависимость от транзита через Белоруссию и связанную с этим рисками, по мнению аналитиков, вполне понятно и логично. Так же, впрочем, как и еще один "обходной" проект: нефтепровод Бургас-Александруполис - альтернатива танкерным пеервозкам нефти через турецкий Босфор и Дарданеллы (см. дополнительный материал). Через Белоруссию в Европу (Польша, Германия, Украина) идет почти экспортной российской нефти - 70-80 млн. тонн в год. Более того, "морской" вариант поставок нефти позволяет увеличить доходы от экспорта нефти, одновременно расширит круг потенциальных импортеров российской нефти. Что же касается трубопровода "Дружба", то его будущее – в лучшем случае весьма туманно. Нет никакого экономического смысла содержать два, по сути дублирующих трубопровода, один из которых, к тому же, нуждается в ремонте и подвержен транзитным рискам. Судя по всему, "Дружбе" - конец.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase