Архив rb.ru

Двадцать лет для "Оки" не срок

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

"Автоком" проведет рестайлинг знаменитой советской малолитражки

Двадцать лет для "Оки" не срок

Компания «Автоком» намерена вдохнуть новую жизнь в "Оку". В следующем году должна появиться обновленная Ока-City, а к 2009 году "Автоком" рассчитывает производить на заводе  СеАЗ до 50 тыс. автомобилей в год, инвестировав в модернизацию производства около 800 млн руб.

«Ока» была сконструирована на АвтоВАЗе двадцать лет назад как самый дешевый народный автомобиль. Модель маленького автомобиля была заимствована в Японии. Аналогом «Оки» по размеру и форме является японская Daihatsu Cuore. Тогда же началось серийное производство этого автомобиля на Заводе малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах и на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ).

Часть продукции производилось на АвтоВАЗе, который первым отказался от выпуска «Оки». В 2005 году АвтоВАЗ продал СеАЗ самарской компании "Автоком". В июле 2006 года от "Оки" открестилась и «Северсталь-авто», которая производила машину на ЗМА. Тогда генеральный директор компании Вадим Швецов заявил, что модернизировать "Оку" под новый стандарт экологической безопасности «Евро-2» нерентабельно, так как цена на автомобиль с новым двигателем евро-2 возрастет с $3200-3800 до $4000-5000.  Всего ЗМА с 1987 года выпустило более 340 тыс. малолитражек, стоимость которых не превышала 90 тыс. рублей. 

«Северсталь-авто» решило сосредоточиться на более рентабельном бизнесе, чем производство «Оки» – сборке иностранных автомобилей. В частности, на ЗМА уде в декабре 2005 года началась сборка южнокорейских внедорожников SsangYong Rexton стоимостью 900 тыс. рублей. В этом году на ЗМА началось производство легковых автомобилей Fiat - Albea и Doblo.  

Было бы логичным таким образом поступить и СеАЗу. Однако завод заявил, что не намерен прекращать производство малолитражки. Первым дело СеАЗ начал искать двигатель для Оки, который бы соответствовал экологическим нормам Евро-2. Такой двигатель бы найден у китайцев. Осенью прошлого года СеАЗ начал выпускать часть «окушек» с импортным силовым агрегатом и 5-ступенчатой коробкой передач производства китайской компании Tian Jin FAW, и в апреле полностью отказался от двигателей производства АвтоВАЗ (ВАЗ-113). Последние отвечают нормам «Евро-2», имеют мощность – 53 л с, объем – 993 куб см. Однако, автомобили с китайским силовым агрегатом подорожали по сравнению с обычной «Окой» в среднем на $700. Рекомендованная цена завода на «Оку» с китайским двигателем  - 145,4-150,3 тыс. рублей. Для сравнения самый близкий конкурент Daewoo Matiz стоит 210-275 тыс. рублей.


Спрос на автомобили  нестабильный. Основной покупатель "Оки" – это государство, однако доля госзаказа в последние годы стала падать. Традиционным покупателем этой малолитражки, кроме государства как социального заказчика, стали –  мелкие частные предприятия по перевозке небольших грузов по городу. В прошлом году объем производства СеАЗ увеличил на 87,5%, но только благодаря тому, что «Северсталь-авто» прекратил производство малолитражек, и его заказы перешли к СеАЗ. В январе-феврале этого года СеАЗ произвел только 485 автомобилей (рост на 30,3%).

 

Однако, владелец СеАЗа компания «Автоком» верит в перспективность производства «Оки». Новый владелец, оснастив «Оку» двигателем стандарта Евро-2 решил вложить 800 млн рублей в модернизацию производства. Как сообщает региональная газета «Самарское обозрение» со ссылкой на слова руководитель автосборочного дивизиона «Автокома» Александра Васильчука, в феврале этого года был подписан контракт с англо-бельгийской дизайнерской компанией Multipass Business Ltd, которая должна обновить дизайн и провести радикальный рейстайлинг модели. Новая Ока-City будет иметь новый экстерьер, оснащаться новыми штампованными изделиями и другими новыми компонентами.

 

Серийное производство обновленной "Оки" должно начаться уже в следующем году. К 2008 году завод должен выйти на объем производства в 30 тыс., в 2009 году – 50 тыс. автомобилей в год с  возможностью расширения до 100 тыс. По словам Васильчука, компания намерена удержать цену "Оки" в 150-160 тыс. рублей. «Эти планы, естественно, могут быть скорректированы с учетом текущей конъюнктуры, но в сопоставимых ценах машина не должна заметно подорожать», - сказал Васильчук газете.

Такой шаг очень рискован. Возрождение «Оки» возможно только при сохранении существующей цены и улучшении качества сборки автомобиля. Однако самое сложное – именно удержаться в своей ценовой нише. Тем более, что к 2009 году конкуренция может существенно усилиться со стороны недорогих ($ 5-9 тыс.) иномарок, которые сейчас разрабатываются иностранными производители для развивающихся рынков, в том числе и для России.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase