Ежегодная аттестация демотивирует работников

Расскажите друзьям

А также ухудшает производительность труда

Традиционно в конце года большинство компаний начинают подготовку к аттестации персонала. Но некоторые от предновогодней оценки сотрудников начинают отказываться. И на это есть веские причины - согласно последним исследованиям, ничто так не демотивирует работников и не снижает производительность труда, как страх оценки и беспокойство за свою дальнейшую карьеру.


Исследовательская организация Corporate Executive Board выяснила, что в США совсем немного  компаний, отказавшихся от системы ежегодной аттестации персонала, - всего лишь 1% от общего числа. В этих компаниях считают, что процедура оценки создает нестабильную, нервозную атмосферу, а потому совершенно неэффективна и демотивирует персонал. Также выяснилось, что результатами процедуры аттестации недовольны даже те компании, которые ее проводят.


В прошлом году компания по разработке компьютерных программ в Сиднее Atlassian Inc. решила провести эксперимент, избавив от процедуры оценки 450 своих работников. Ранее сотрудники этой компании два раза в год проходили пятиуровневую процедуру оценки. Эксперимент длится до сих пор и активно обсуждается внутри компании. "Почему-то процедура оценки не способствовала дискуссиям о повышении производительности труда. Напротив, после процедуры тут же начинались срывы в работе, обстановка в коллективе накалялась, а сотрудники чувствовали себя абсолютно демотивированными", - говорит вице-президент компании Джорис Люйке.


Тогда вместо оценки Atlassian Inc. попросила линейных руководителей встречаться раз в неделю с каждым подчиненным, чтобы наедине обсуждать результаты работы и дальнейшие планы. Таким образом, не только начальники оценивают подчиненных, но и подчиненные могут оценить работу начальника в личной беседе.


Было решено отказаться и от индивидуальных бонусов. Все теперь получают одинаково - 8% прибавки к зарплате в конце года, плюс групповые бонусы за хорошие результаты работы.


Оценка персонала все равно необходима


Самуэль Калберт, профессор менеджмента Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и соавтор книги "Избавьтесь от процедуры оценки" считает,  что традиционная система оценки персонала зачастую пугает работников, так как они боятся признавать свои слабости.


Тем не менее, если решено избавиться от традиционной системы оценки персонала, необходимо найти ей замену, настаивают эксперты. Каждой компании необходим механизм, который позволит работнику узнать, что думает о его работе начальство. Если его нет, то одна часть работников обязательно начнет работать хуже, а другая обидится на то, что никто не ценит их заслуги.


В финансовой компании University of Wisconsin Credit Union эксперимент с отменой аттестации закончился полным провалом, так как фирма не заменяла ее альтернативной процедурой оценки в течение нескольких лет. 


Но есть компании, которые извлекли реальную пользу из отмены традиционной аттестации. В еще не опубликованном исследовании трех ученых - Вики Шервин, Жана-Франсуа Коже и Рэнделла Кирнера - представлены результаты изучения 17-и таких фирм. Во всех этих компаниях снизилась текучка кадров, многие отметили, что рабочая атмосфера улучшилась, а связи между линейными руководителями и подчиненными укрепились.


Если "оценка работы не связана с дальнейшей судьбой работника и его карьерой, любой будет более открыто говорить о своих недочетах и планах на будущее. Такая беседа по-настоящему результативна", говорит Коже из Калифорнийского политехнического государственного университета.



Комментарии

  • Денис Кузьмин 08:29, 21.12.2011
    0
    Демотивирует не сам факт аттестации, а формализ при ее проведении. Особенно печально, когда за счет аттестации счеты с работником сводит его непосредственный начальник, который хочет устроить на твое место свою любовницу. А вот это: "Все теперь получают одинаково - 8% прибавки к зарплате в конце года..." вообще полный бред.
  • Илья Басс 15:29, 21.12.2011
    0
    Полагаю, надо разделять оценку и аттестацию персонала, т.к. последняя в России имеет конкретный правовой смысл и, как мне кажется, действительно может быть демотиватором. Однако оценка результатов работы сотрудников в каком-то виде необходима и решать как именно и в какой форме ее проводить можно только учитывая конкретную ситуацию конкретного предприятия. Единственное, что мне кажется верным для всех, любая система оценки должна быть прозрачная и понятна сотрудникам, они должны знать что именно оценивается и к каким результатам для них может привести низкая или высокая оценка по итогам года.
  • Инна Лобцова 12:29, 27.12.2011
    0
    По моему мнению, сотрудникам нужны не оценки и аттестация, а качественная обратная связь в форме диалога ("обмен мнениями в поле уважения"), для того, чтобы понять, что , как и почему нужно сделать, чтобы повысить эффективность работы. Такой диалог формирует поле сотрудничества, снижает сопротивление изменениям и приводит к устойчивому совершенствованию любого бизнес-процесса. Коуч-сопровождение основано на такой технологии, и именно поэтому взаимодействие в коуч-формате- наиболее результативная альтернатива оценкам и аттестациям.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase