Архив rb.ru

Экологам удалось приостановить вырубку леса в Химках под платную трассу

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Несмотря на коррупционность проекта, власти отказываться от него не собираются

Экологам удалось приостановить вырубку леса в Химках под платную трассу
В Химках рядом с аэропортом "Шереметьево" началась вырубка леса под платную трассу Москва-Петербург, однако в результате протестов активистов она была приостановлена, сообщила RB.ru лидер движения в защиту леса Евгения Чирикова. Никаких опознавательных знаков у тех, кто валит лес, по словам эколога, нет. Ранее Чирикова уже требовала в этой связи отставки правительства Владимира Путина - этот коррупционный проект надо остановить, считает она.

Экологи заявляют, что началась вырубка леса в Химках. "Место вырубки находится рядом с аэропортом "Шереметьево" (посмотреть на карте), никаких опознавательных знаков на тех, кто ведет работы, нет", - говорит RB.ru лидер движения в защиту леса Евгения Чирикова. По ее словам, после акции протеста активистов и жителей Химок вырубка была приостановлена, даже завязалась драка между защитниками леса и "ЧОПовцами". Сейчас на место работ прибыла милиция, идет разбирательство, говорит Чирикова. Вырублена территория по площади примерно, как Лужники, отметила RB.ru активистка, которая сейчас находится на месте событий.

По ее словам, представители Химкинского района заявили, что готовы предоставить все разрешения на вырубку к 14.00 понедельника. В связи с этим было решено организовать круглосуточное дежурство.

Дорога по-французски

Чирикова напоминает, что тендер на проведение работ выиграла "дочка" французской компании Vinci - North-West Concession Company. "Именно они, вероятнее всего, сейчас и проводят вырубку, - говорит эколог. - Эта компания выиграла тендер совершенно непонятным образом. Сейчас в компанию уже обратился французский сенат и Партия зеленых с вопросом, как Vinci может участвовать в проекте, который разрушает экосистему другого государства, но ответа от компании до сих пор нет".

Как сообщается на сайте Vinci, контракт предусматривает проектирование, финансирование, строительство и эксплуатацию 43-километрового участка автомагистрали, который свяжет центр города с аэропортом "Шереметьево". Общая стоимость строительства оценивается примерно в 1 млрд евро, то есть примерно 23,3 млн евро (примерно 932 млн рублей) за 1 км.

По данным "Деловой России", цена за километр дорог в России в среднем составляет $8,3 млн (249 млн рублей), в Германии - $6,9 млн, а в США - $6,5 млн. При этом стоимость некоторых проектов вообще зашкаливает: цена километра дороги в Сочи приближается к отметке $25 млн, а километр линии легкого метро там стоит $40 млн. Для сравнения, в Португалии стоимость километра составляет около 10 млн евро, отмечает "Деловая Россия".

Протесты экологов

Платную магистраль Москва - Петербург решено было строить еще в 2004 году, однако проект предусматривал его прокладку через Химкинский лес, что вызвало бурный протест экологов. Не помогли даже жалобы в Верховный суд, который признал правоту этого проекта. Ранее заинтересованность властей в новой трассе подтвердил вице-премьер РФ Сергей Иванов, заявивший, что с вводом первого участка платной дороги решится транспортная проблема и что от МКАД до "Шереметьево" можно будет добраться за 15 минут. Он пообещал начать строительство уже в нынешнем году. 

Ранее Чирикова уже потребовала отставки правительства Владимира Путина. 5 ноября 2009 года премьер-министр подписал распоряжение № 1642 о переводе земель Химкинского лесопарка (относящегося к Истринскому лесхозу) в земли транспорта и промышленности для строительства через него первого участка платной дороги из Москвы в Петербург. В начале марта Верховный суд признал законным это распоряжение, несмотря на то, что экологи утверждали, что действовавшие на тот момент редакции Земельного и Лесного кодексов прямо запрещали строительство на территории лесопарков. Поправки в эти кодексы, разрешающие застройку любых лесопарков, были внесены задним числом. Решение о строительстве трассы принималось за закрытыми дверями, указывается на сайте "Экообороны".



Экологи отмечают, что изначально было несколько вариантов прокладки трассы, однако был выбран именно такой, который максимально использует для прокладки территорию Химкинского лесопарка. По утвержденному проекту, платная трасса отклоняется в сторону Шереметьево и теряет заложенную скорость (120 км в час против заявленных 15-160 км в час). Экологи считают более целесообразным пустить трассу в коридоре Октябрьской железной дороги с ответвлением, ведущим к аэропорту - в таком случае трасса стала бы быстрее и короче на 8 км. При этом экологи указывают, что ширина полосы, отводимой под дорожное строительство, составит 400 - 600 м (200 - 300 м в каждую сторону от оси трассы, согласно приложению к постановлению). В приложении к тому же постановлению также указывается, что для размещения объектов транспортной инфраструктуры и других объектов капитального строительства резервируется полоса шириной 3000 м в каждую сторону от оси проектируемой автомобильной магистрали. Таким образом, проект выгоден девелоперам, желающим застроить все придорожные земли магазинами и прочими коммерческими объектами (смотрите карту).

Не обошлось без коррупции

Как напомнила Чирикова, ранее Transparensy International нашла коррупционную составляющую в данном проекте. Движение в защиту Химкинского леса и Федерация автомобилистов России обвинили власти в режиссировании июльского коллапса на Ленинградском шоссе, чтобы лоббировать строительство платной трассы. В своем обращении на имя генпрокурора Юрия Чайки экологи и автомобилисты выразили сомнение, что коллапс случился из-за халатных действий ремонтных служб. По их мнению, пробка была специально организована, чтобы наглядно убедить представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в необходимости выделения кредитов на строительство альтернативной трассы Москва-Петербург. ЕБРР, в частности, рассматривает возможность выделить 600 млн евро на финансирование проекта. 

Во время визита руководства ЕБРР с представителями банка встречалась директор российского отделения Transparensy International Елена Панфилова, которая передала им заключение антикоррупционной экспертизы, выявившей в проекте "потенциальную коррупционную составляющую", а также личный интерес министра транспорта Игоря Левитина и экс-руководителя ФГУ "Дороги России" Олега Шахова (текст заключения смотрите в нашем доп.материале).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter