Архив rb.ru

Экономист: новый антикризисный план "под копирку" списан с плана 2008 года

Архив rb.ru
Полина

Полина
Экономист: новый антикризисный план "под копирку" списан с плана 2008 года
Вчера, 27 января премьер-министр Дмитрий Медведев подписал антикризисный план, одобренный ранее Владимиром Путиным, в основе которого лежит стратегия обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Мы прочитали текст плана вместе с экономистом. Он считает, что документ нужно переписать.


Фото: РИА Новости
28 января Медведев провел селекторное совещание с главами регионов РФ, на котором обсудил реализацию антикризисного плана. Как отметил министр финансов Антон Силуанов, в этом году власти не станут увеличивать расходы, перераспределят ресурсы на более нужные направления экономики, будут действовать в рамках жесткой бюджетной политики, чтобы к 2017 году выйти на бездефицитный уровень.

Напомним, что  президент Владимир Путин ознакомился с  антикризисным планом еще на прошлой неделе. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что общая стоимость антикризисных мер может составить более $1,3 млрд, однако окончательная сумма расходов появится ближе к марту, написал РБК со ссылкой на источник в правительстве.

Согласно обнародованному на сайте правительства плану, власти собираются изменить структуру российской экономики и стабилизировать работу системообразующих организаций в ключевых отраслях, достичь сбалансированности рынка труда, снизить инфляцию, смягчить последствия роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достичь положительных темпов роста и макроэкономической стабильности. Такие меры смогут способствовать выходу на уровень сбалансированного бездефицитного бюджета к 2017 году, считают в правительстве.

Расходы бюджета в течение трех ближайших лет планируется ежегодно снижать на 5%, при этом в 2015 году сокращение расходов будет более значительным - на 10%.  Одна из статей экономии - уменьшение затрат  на органы госвласти. Также власти намерены перераспределять потоки финансовой поддержки – стратегически важные отрасли экономики стимулировать финансово. Так, на развитие АПК выделят до 50 млрд рублей, к июлю напишут программу по импортозамещению в промышленности и ТЭК, при этом расходы РФ на оборону не изменятся.

Что касается социальных пунктов плана, правительство индексирует с 1 февраля страховые пенсии соразмерно индексу роста потребительских цен в 2014 году, который составил 11,4%. Единовременная выплата из материнского капитала тем, кто имеет на нее право, составит 20 тысяч рублей.

Приоритет антикризисных мер - банковская система, которую планируется докапитализировать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму до 250 млрд рублей, ВЭБ получит до 300 млрд рублей. Об эффективности этих и других пунктов плана мы поговорили с директором Института стратегического анализа ФБК Игорем Николаевым. Что, все-таки, в плане хорошего, а что плохого?

- Как в целом оцениваете антикризисный план? Отвечает он потребностям нашего общества и экономики?

На самом деле, это не тот план, который нужен нашей стране, потому что он не поможет предотвратить спада экономики. Обосновать это можно и с формальной точки зрения, и по существу. Я кратко выскажу и то, и другое. Формально этот план – то же самое, что правительство уже делало шесть лет назад во время первой волны мирового финансового кризиса. В нем даже приоритеты расставлены такие же, как для плана кризиса 2008 года: направить триллион средств в разные сферы, и кризис закончится, но мы же понимаем, что ничего подобного не произойдет. Власть обосновывает правильность своих действий  тем, что Россия уже была в подобной ситуации и вырулила из нее, но по формальной логике мы же видим, что причины кризиса другие, и быстро он не закончится. Поэтому план должен быть принципиально другой по содержанию.

Что касается цифр, определенных не конкретно, а до какой-то суммы, это очень странная практика, я не помню подобного прежде. Если нужно уточнить цифры, пожалуйста, уточняйте, господа! План должен быть с конкретным цифрами, а не  с размытыми значениями, согласитесь? Такой подход к составлению документа полностью дезориентирует.

По существу плана скажу, что, в принципе, это должна быть не раздача денег, как мы видим сейчас, а, действительно, серьезные мероприятия, которые позволили бы оживить экономическую активность.

- Приведите несколько примеров, из чего должен состоять реальный план.

Если затрагивать тему налогов, то нельзя ограничиваться только разрешением снижать налоги для малого регионального бизнеса, а необходимо в целом менять налоговую базу на федеральном уровне и в целом снижать налоги.  Регионы, которые находятся в предбанкротном состоянии, вряд ли оценят эти "филологические" льготы.

Нужно отменить наши продовольственные антисанкции; пересмотреть приоритеты перераспределения средств из Фонда национального благосостояния в пользу проектов с максимальным мультипликативным эффектом; пересмотреть приоритеты федерального бюджета, и в этом смысле сохранять расходы на оборону – полный бред.

Таким образом, я считаю, что данный план не только не поможет, но и усугубит положение экономики, и, таким образом, власть продемонстрирует свою недееспособность с точки зрения выработки адекватных профессиональных решений.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

17 сентября — 12 ноября 2019

Digital PR & SMM

17 — 20 сентября 2019

Product nights B2B

20 — 21 сентября 2019

AIRF: Apache AirFlow