Архив rb.ru

Туроператор: чиновники применяют арифметику вместо алгебры для "лечения" отрасли туризма

Архив rb.ru
Полина

Полина

Чуть более 20 туроператоров уже сделали членские взносы в фонд "Турпомощи" за 2015 год, сообщает сегодня "РИА Новости".

Туроператор: чиновники применяют арифметику вместо алгебры для "лечения" отрасли туризма
Присоединиться
Директор туристического отдела туроператора "Инна Тур" Елена Конкина рассказала RB.ru, целесообразно ли пополнять фонд, а также поделилась мнением, какие изменения необходимо внести в работу турфирм и страховщиков, чтобы исправить сложившуюся в отрасли ситуацию.


Фото: РИА Новости

В АТОР отметили, что туроператоры неоднозначно восприняли призыв "Турпомощи". "Мелкие и средние компании, объединенные под лозунгом "БезТурпомощи", в очередной раз выразили свой протест... Представители среднего и крупного бизнеса отметили, что готовы оплатить взносы в том случае, если денег не будет хватать для вывоза туристов. Пока такой нехватки нет", - цитирует "РИА Новости" представителя ассоциации.

Днем ранее в АТОР сообщалось, что туроператорам предложили уже сейчас добровольно сделать взнос в "Турпомощь" на следующий год. Список "передовиков" будет размещен на сайте ассоциации. Эта инициатива прозвучала в свете вчерашнего заявления министра культуры Владимира Мединского на заседании Общественной палаты о том, что российские туроператоры должны будут обеспечить финансовую гарантию за каждого туриста в размере минимум 100 рублей с человека. Этими деньгами фонд "Турпомощь", "обмелевший" за период банкротств, должен вновь пополниться.

Напомним, с середины лета обанкротились уже более десятка российских туркомпаний, в числе которых такие крупные игроки, как "Нева", "Роза ветров Мир", "Экспо-тур", "Лабиринт", "ИнтАэр", "Солвекс-Турне" и "Южный Крест". С июля по сентябрь из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тысяч россиян. Директор туристического отдела туроператора "Инна Тур" Елена Конкина поделилась с RB.ru мнением о целесообразности пополнения фонда.

- Как вы считаете, в чем причина банкротств? Будет ли эффективна та мера, которую озвучили вчера и сегодня?

- Банкротства связаны с тем, что за все отвечает только туроператор, а авиакомпания не несет никакой ответственности. Ни в одной стране мира, где туристический рынок стабилен, нет подобных условий работы, как у нас в России. 100% ответственности перед авиакомпанией за продажу билетов лежит на туроператорах, при том что нормальный коэффициент ответственности - 70-80%. Так было раньше, и это давало возможность нормально функционировать. Сегодня схема выглядит следующим образом: если у туроператора, например, оплачено 100 мест в самолете на чартерный рейс, а продал он всего 80, ему все равно приходится платить за все 100 кресел на борту. Отсюда появляются горящие билеты и торговля в убыток. Эту схему нужно в корне менять.

Приведу пример. Когда произошли волнения в Таиланде или революция в Египте, туристы перестали бронировать путевки в эти страны. В этом случае туроператор мог вернуть 30% из своего блока мест на этом рейсе. Чтобы самолеты не летели полупустыми, перевозчик сам принимал решение, как поступать: менять борт на меньший размер, уменьшать количество перелетов или делать что-либо еще. Сейчас авиакомпании полностью защищены ответственностью туроператора, который должен на 100% оплатить заявленные объемы. А откуда у туроператоров такие деньги? Страховые компании не обеспечивают их теми суммами, которыми должны обеспечить в случае непредвиденных обстоятельств. Таким образом, нужно, прежде всего, менять закон.

- С чего вы предлагаете начать?

- Необходимо провести ревизию всех фирм, которые страхуют туризм, и изменить саму систему страхования. Опыт западных компаний показывает, что при банкротстве туроператоров туристы не страдают, потому что каждая их путевка была застрахована и обеспечена адекватным ее стоимости количеством денег. А у нас система страховых взносов унифицирована. То есть и большой, и маленький туроператоры платят одинаковый взнос: получается равная страховая сумма для компаний и со 100 туристами, и с 6000 туристов. Но мы ведь понимаем, что страховой взнос крупного игрока рынка с большим объемом продаж должен быть больше. Так и получилось на практике: маленькая "Роза ветров Мир" приостановила деятельность, и денег для компенсации хватило на всех туристов. А вот в крупном "Лабиринте" каждый подавший заявление на возмещение суммы получил всего 10% от стоимости тура.

Таким образом, я бы выбрала альтернативный путь тому, который предлагается сейчас. Не увеличивать взносы туроператоров в "Турпомощь", а изменить систему страхования турпродукта в компаниях по тому принципу, как страхуются сегодня вклады. Получается, что вместо того, чтобы применять алгебру, мы применяем арифметику, и поскольку в фонде мало денег, мы будем брать с туроператоров больше. Таким образом, нагрузка на туроператора становится еще больше вместо того, чтобы проверять страховые компании и выяснять, почему у них нет необходимых сумм.

- То есть те инициативы, которые озвучивают чиновники, не будут эффективны?

- Я считаю, что будет эффективнее перенять туристический опыт других стран, который гораздо больше нашего. У нас сейчас начинается тот процесс, который происходил в Европе в 80-х годах прошлого века, то есть укрупнение рынка через массовые банкротства, преобразование средних туроператоров в крупные. В результате у нас, условно говоря, останется, как в Германии, два ведущих туроператора: Thomas Cook и Tui. Но пока у нас их примерно 60, а это слишком много.

Я общаюсь с этими и другими западными компаниями, которые приезжают к нам на выставки, и укрепляюсь в мысли, что мы не пойдем по другому пути. Там никто не собирает очередные деньги при банкротстве туроператора, как происходит сегодня у нас с пополнением баланса "Турпомощи". Там работают страховые компании, и нет ответственности туроператора перед авиакомпанией. Когда-нибудь к такому выводу придем и мы. Кроме того, с турагентств планируют тоже собирать по миллиону рублей. Я думаю, в первую очередь, нужно отправить чиновников за рубеж, чтобы они посмотрели, как правильно должны работать компании.

У нас, конечно, выхода не будет, если нам скажут обязательно сдать деньги, и от этого будет зависеть наша лицензия. Мы, разумеется, все внесем, но это все слишком примитивные меры, которые не затрагивают всех остальных участников процесса.

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  2. 2 Бизнес в Южной Африке