Архив rb.ru

Эксперт: коллекционеры произведений искусства сейчас берегут деньги на исключительные вещи

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

В интервью RB.ru доцент маркетинга школы менеджмента Audencia Екатерина Морель,  которая более десяти лет преподавала маркетинг в искусстве, в том числе, в Sotheby`s Institute, рассказала о предпочтениях российских коллекционеров и о том, что сегодня наиболее ценится в мире искусства из работ российских мастеров.

Эксперт: коллекционеры произведений искусства сейчас берегут деньги на исключительные вещи

В интервью RB.ru доцент маркетинга школы менеджмента Audencia Екатерина Морель,  которая более десяти лет преподавала маркетинг в искусстве, в том числе, в Sotheby`s Institute, рассказала о предпочтениях российских коллекционеров и о том, что сегодня наиболее ценится в мире искусства из работ российских мастеров.

Фото: РИА Новости. Женщина на выставке "Казимир Малевич. До и после квадрата" в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.


- Как бы вы описали российских покупателей произведений искусства? Это, в первую очередь, коллекционеры или же инвесторы?


- Это сложный вопрос, поскольку любой коллекционер все равно всегда думает о стоимости своей коллекции (даже если он не признается в этом!). Покупатели произведений искусства из России, в принципе, ничем не отличаются от покупателей из других стран - кто-то покупает из эстетических соображений, кто-то - чтобы спекулировать. 

 

На фото Екатерина Морель

 

- Насколько мода влияет на стоимость произведений искусства? Например, сегодня модны русские авангардисты. Как в этой связи может вырасти стоимость их работ? А что будет завтра, когда в моде будет что-то другое? Что сегодня в моде вообще и что, в частности, в моде у российских коллекционеров-инвесторов?


- Мода существует всегда. Но это также может быть следствием дефицита определенных работ (в категории старых мастеров остается все меньше работ, принадлежащих кисти  великих художников, поэтому коллекционерам все чаще предлагают художников второго эшелона). То же самое справедливо и для современного искусства - вам все время приходится искать свежую кровь.

Сейчас в моде стрит-арт, художники из развивающихся стран (например, из Африки) и даже медиа-арт. Если тренд меняется, то вам всего лишь нужно дождаться, когда ваше произведение искусства вернется в моду, то есть держать работы у себя некоторое время (или наоборот, быстро перепродавать, как делают спекулянты). 

 

- Каков годовой доход тех россиян, кто приобретает произведения искусства?


- Мне это неизвестно. В 2013 году Роман Абрамович и Дарья Жукова купили коллекцию из более 40 работ Ильи Кабакова, которую изначально собрал американский ценитель. Стартовая цена была свыше $60 млн. В феврале 2015 года на аукционе Sotheby`s за автопортрет Малевича (1909 г.) была битва между двумя дилерами - выиграл лондонский дилер Гарри Блейн, предложивший 5,7 млн фунтов. Предыдущий собственник заплатил 162050 фунтов в 2004 году. Предположительно, его приобрел тоже Абрамович (но это неподтвержденная информация). Дмитрий Рыболовлев купил портрет работы Леонардо да Винчи "Сальватор Мунди" за $127,5 млн.

 

- Насколько значительна группа российских инвесторов в искусство? Представители каких стран также являются влиятельной группой инвесторов на рынке искусства? Расскажите, пожалуйста, о вкусах и предпочтениях инвесторов в зависимости от их национальности?


- Обычно коллекционеры покупают работы из той страны, откуда они сами родом. Топ-покупатели приобретают современное искусство. Самые главные игроки на рынке - это американцы, китайцы и граждане стран Ближнего Востока.

 

- Какие российские художники (современные и не только) сегодня наиболее ценятся в мире инвестиций?


- Авангардисты и конструктивисты 1920-х годов - пользуются спросом. Это Казимир Малевич, Николай Фечин и Варвара Степанова. Из современных самые дорогие художники - это Илья Кабаков, Борис Михайлов, Валерий Кошляков и Гоша Острецов.

 

- Что происходит с произведениями искусства в кризис? Повышается ли спрос на них или, наоборот, падает? То есть рассматривают ли инвесторы произведения искусства как защитный актив или начинают продавать, чтобы получить наличные и быть готовым к новым проектам и инвестициям?


- Арт-рынок редко реагирует моментально. Сперва наступает финансовый кризис, затем через какое-то время начинается замедление на рынке произведений искусства. Произведения искусства - это низколиквидный актив, их сложно продать и превратить в деньги мгновенно. Если рынок замедляется, можно попытаться продать объекты через закрытые сделки (о которых никто не узнает, если вы не выставите свой лот на аукцион с заявленной стоимостью). Или нужно ждать.

 

- В чем выражается разница в подходах инвестора и коллекционера при выборе произведения искусства?


- Все коллекционеры заинтересованы в том, чтобы их работы не падали в цене. Они будут покупать объекты, признанные таковыми экспертами. Раритетные произведения искусства украшают коллекцию и в то же время создают большую ценность.
Истинный коллекционер покупает предметы, которые он действительно любит (но в большинстве случаев все же прибегает к помощи консультантов). Инвестор смотрит на количество раз, которое объект был продан, и на то, как каждый раз менялась цена.


- Как повлиял кризис на предпочтения инвесторов или коллекционеров? "Сейчас
готовы бороться только за действительно интересные вещи - или вещи, случайным образом оказавшиеся в общественно-политическом тренде" - так ли это?

 

- Да, коллекционеры сейчас не тратят деньги на все подряд, а берегут средства на действительно редкие предметы исключительного качества, которые никогда не потеряют в цене.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему винил снова в моде?
  2. 2 Синдикаты, новые фонды и поиск smart money: что ждёт российский венчур в 2024 году
  3. 3 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  4. 4 «Российскому предпринимателю не надо выходить из зоны комфорта: он туда не входил». Венчурные итоги 2 квартала-2023
  5. 5 На «Российской креативной неделе» обсудят образ будущего креативных индустрий
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти