Архив rb.ru

Владелец Liveinternet о возможном отключении интернета: "А вы завещание написали?"

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Сегодня, по сообщению "Газеты.ru", должно состояться совещание Совета безопасности РФ, на котором обсудят возможность создания в России автономной системы функционирования отечественных интернет-ресурсов.

Владелец Liveinternet о возможном отключении интернета: "А вы завещание написали?"
Присоединиться

Сегодня, по сообщению "Газеты.ru", должно состояться совещание Совета безопасности РФ, на котором обсудят возможность создания в России автономной системы функционирования отечественных интернет-ресурсов. В чрезвычайной ситуации она должна обеспечить корректную работу российских сайтов, сделать их невидимыми из-за рубежа и заблокировать доступ к иностранным сайтам.


Фото: Fotoimedia

По словам представителя Минкомсвязи, которого цитирует  ИТАР-ТАСС, российский сегмент интернета не планируется изолировать от глобальной сети, но он должен быть защищен в случае целенаправленных действий со стороны. Речь идет не о каких-либо блокировках и ограничении доступа к интернет-ресурсам, а о выработке плана действий в экстренных случаях. Основатель и владелец Liveinternet Герман Клименко рассказал RB.ru о возможных последствиях отключения интернета в России.

 

orig

Фото: РИА Новости


- Как вы думаете, в чем состоит инициатива властей,  и отключат ли нас от интернета?

 

- Все хотят понять вообще, что произойдет. Например, в дата-центрах стоит источник бесперебойного питания – что произойдет, если питание отключат? Парадокс в том, что пока вы его не протестируете, не будете знать, будет ли оборудование работать. Мы теоретически рассуждаем об отключении интернета – не важно, с нашей стороны, с их стороны. У нас карты двух банков были отключены и пострадало 2 млн человек (прим.ред.: в апреле США ввели санкции против владельцев  "СМП банка" Аркадия и Бориса Ротенбергов и банка "Россия " Юрия Ковальчука. В результате карты международных платежных систем, выпущенные этими банками, перестали приниматься во всем мире), сейчас говорить о том, что этого не может быть… Я предполагаю, что российские сайты будут работать, а зарубежные - фиг с ними … Но в процессе отключения может выясниться, например, что половина наших сайтов работать не будет, т.к. корневые сегменты этих сайтов находятся за рубежом, хотя по идее должны быть локализованы здесь.

 

Вообще, отключение от зарубежного интернета производится очень просто. У нас есть два крупных поставщика зарубежного трафика - Ростелеком и Транстелеком (их чуть больше, но чтобы пересчитать - хватит пальцев одной руки). Никакие списки, никакие маршрутизаторы не нужны – вот как сегодня Blackstone [американская инвестиционная компания] заявила, что она уходит из России, точно так же зарубежные поставщики трафика могут заявить, что не хотят с нами работать. Вопрос в том – что будет со Skype, Twitter, с нашими системами, которые построены на общедоступных протоколах?  

На столь бурную реакцию общества у меня возникает вопрос: а вы завещание написали? У нас нет культуры завещания. Мы не очень любим говорить о том, что плохо. А на самом деле, нужно смотреть всегда: а что будет, если будет плохо? Не важно, кто отключает: важно, что, как только начинается дискуссия о плохом развитии событий, наступает кататония, но дело в том, что завещание надо написать…

 

- То есть это наш план Б на случай возможного отключения?


- …который должен быть вне зависимости от того, с какой стороны нажмут кнопку.  Раньше очень часто говорили о том, что государство хочет сделать китайский файрвол. Но китайский файрвол  – это колоссальная программная разработка, специальное оборудование. Вопрос не в том, можно ли сегментировать интернет (можно), а в том – насколько мы к этому готовы? Раньше у нас были бомбоубежища – ведь это же не значило, что мы каждый день готовимся к войне, хотя у нас была масса разных поводов.  А сейчас у нас полностью развалена система гражданской обороны, но это же не значит, что этим не надо заниматься. Люди очень болезненно к этому относятся.

 

- Болезненность, наверное, в том, что политический момент такой…


- Нехорошие вещи происходят постоянно: сегодня одно, завтра другое. Не просто так все происходит. Наша Госдума в прошлом сезоне потрудилась "великолепно". Мы после событий на Украине готовы к любым чудесам. Если бы мне полгода назад сказали, что на Востоке Украины будут летать самолеты (не важно, кто их будет сбивать), я бы сказал, что это бред. На этом фоне отключение интернета – это уже такая мелочь… Все находятся в ожидании, возбуждены, именно потому что это становится реальностью.

 

- Вероятность того, что отключение интернета произойдет по инициативе Запада  выше, чем если Россия примет такое решение сама?


- Мы вообще не по этой части. Предел мечтаний нашего государства обозначен. Это Мизулина, которая хочет составить список разрешенных сайтов,  чтобы ходить только по ним. У нее нет претензий к CNN, к еще чему-то… Просто нарисовать список сайтов. Даже в Китае в формальном режиме не отключают.

 

- У них есть VPN за 5 долларов…


- Там все проще. Если компания типа Google, которая собирает персональные данные и которая обладает информацией о китайцах, не сотрудничает с Китаем как компания, работающая на территории Китая, то ее не пустят. Но если вы согласились, что будете отвечать на запросы китайской народной полиции, вы будете работать прекрасно. У нас закрыт интернет только в Северной Корее, но мы точно не знаем, что там.

 

- Еще говорят о турецком сценарии  – когда блокируют Twitter и Facebook… Ближний Восток, где было сделано то же самое во время недавних революций…


- Это, наверное, есть везде. В разных странах регулируют интернет. В Китае, если происходит какое-нибудь чрезвычайное происшествие - вот, например, случай с потопом, когда погибли миллионы, там купируют информацию. Недаром терминология распространения информации очень часто медицинская: вирус, инфицирование и т.д. Мы прошли ту стадию, когда у нас по ТВ показывали трупы с кишками. Поэтому, наверное, когда происходит ЧП, пришли к тому, что все же это делать не надо. В Китае в случае каких-то происшествий все сети переводятся в режим премодерации контента. Насколько это хорошо – надо оценивать с политической точки зрения. Если оценивать с точки зрения влияния на экономику Китая, то модель китайского интернета вполне себе хорошая.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter