Архив rb.ru

Эксперт: Россия готова опустить железный занавес, признав ЛНР и ДНР

Архив rb.ru
Полина

Полина

В Донецкой и Луганской народных республиках в минувшие выходные состоялись выборы, в результате которых главами регионов стали действующие руководители: в ДНР - Александр Захарченко, в ЛНР - Игорь Плотницкий.

Эксперт: Россия готова опустить железный занавес, признав ЛНР и ДНР
Присоединиться
Директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин уверен, что Россия в данный момент заняла выжидательную позицию и готовится к серьезному шагу со стороны Киева.


Фото: РИА Новости

Президент Украины Петр Порошенко, как и ожидалось, результатов голосования в ЛНР и ДНР не признал и назвал выборы на Донбассе "фарсом под дулами танков". Нелегитимными их назвали и представители Запада. В ЕС считают, что выборы противоречат условиям сентябрьских мирных договоренностей, заключенных представителями ЛНР и ДНР и Украины в Минске. В США в негативном тоне говорили о прошедшем голосовании. Так, представитель госдепа США Дженнифер Псаки пригрозила, что признание Москвой итогов выборов в ДНР и ЛНР может обернуться для России усугублением международной изоляции и введением новых санкций. Тем временем МИД России не спешит признавать итогов голосования, а делает осторожные одобрительные заявления о выборах и обещает содействовать диалогу между Киевом и представителями восточных регионов. Политолог Павел Салин прокомментировал сложившуюся ситуацию.

- Как вы оцениваете результаты выборов?

- Такой результат при весьма высокой явке в обеих республиках был вполне ожидаем как общий итог, он и планировался именно таким. И Москва, и те, кто контролировал электоральный  процесс изнутри в ДНР и ЛНР, осознанно шли к тому, чтобы победили кандидаты, которые считаются умеренными. Таким образом, полевые командиры были вытеснены на периферию политического процесса. Была поставлена задача - монополизировать представительство  самопровозглашенных республик в политическом поле, и она была выполнена. Таким образом, сейчас власти самопровозглашенных республик и Москва с опорой на цифры могут заявлять, что выбор населения отражает мнение большинства, которое было сформировано на территориях, контролируемых ополченцами.
Основной интригой итогов выборов является то, в какой степени Москва будет признавать их. Здесь возможна программа минимум, о чем уже заявил и МИД РФ, сказав, что власти РФ уважают волеизъявление жителей юго-востока Украины и что избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах. То есть Россия в принципе признает итоги выборов легитимными, но это все - на уровне слов. А по программе максимум Россия признает независимость самопровозглашенных республик по образцу Абхазии и Южной Осетии.

- От чего зависит решение Москвы?

- Очень многое будет зависеть от реакции Киева, причем даже не от дипломатических решений и политической реакции, потому что она понятна, а от того, что произойдет с точки зрения военного конфликта.

Как мы помним, Киев активно перебрасывал военную технику на рубежи, контролируемые ополченцами. Возникает вопрос, зачем он это делал: либо чтобы блокировать возможное контрнаступление ополченцев на Харьков или на Одессу, либо чтобы зачистить территории и полностью взять их под свой контроль.

А сейчас после выборов на Украине и после того, как выборы прошли в Верховную Раду, сложилась очень неблагоприятная ситуация. Изначально в Москве и в Киеве была ситуация уверенности, что Порошенко выходит однозначным победителем. Из этой гонки появился второй лидер Яценюк, потому что Порошенко утратил кредит доверия, данный ему еще в июне. И теперь становится ясно, что они оба получили примерно равные результаты. Ни одна, ни вторая коалиция в парламенте Украины не может считаться устойчивой, потому что миноритарии будут постоянно бегать от Яценюка к Порошенко и наоборот. И вот в этой сложной ситуации у Порошенко может возникнуть соблазн решить проблему военным путем, чтобы вернуть кредит доверия.

Если Киев заявит о  возобновлении силовой фазы операции, то Москва пойдет на признание независимости республик. Для Киева это худший вариант. Россия тогда может пойти на официальное оказание военной помощи востоку Украины, не скрывая этого. Москва могла бы пойти на это еще в сентябре, но она отказалась от этого варианта, потому что были надежды на то, что Порошенко не будет себя вести столь радикально. Еще были надежды, что с Западом с помощью санкций удастся как-то "отыграть назад", но сейчас ясно, что это не так. Сегодня точка невозврата пройдена, поэтому Москва осознает, что терять уже особо нечего. Повторюсь, что все будет зависеть от поведения Порошенко, но у меня такое ощущение, что он действительно готов к относительно жесткому сценарию - к наземной операции.

- В случае развития военного конфликта и признания Россией независимости республик усугубления международной изоляции не избежать?

- Усугубление международной изоляции возможно, хотя я просто не вижу серьезных болевых точек, на которые Запад мог бы серьезно надавить, потому что Рубикон был пройден 31 июля, когда Европа ввела секторальные санкции против РФ. Тогда они уже затронули все болевые точки, существенные для России. Потом в сентябре появилась надежда на смягчение. Сейчас ясно, что смягчены они не будут. В этом смысле у российских элит зреет понимание, что плохих отношений в ближайшие  несколько лет не избежать. Ситуация в экономике будет серьезно ухудшаться, и элиты морально готовы к этому. В  стране закроется занавес, будет введен мобилизационный режим экономики. Как мы понимаем, режим мобилизации в экономике повлечет за собой мобилизационный режим и в политике.

Первые звоночки этого уже звучат. Так, например, главный санитарный врач рекомендует россиянам не путешествовать во время новогодних праздников за рубеж, потому что там, например, есть вирус Эболы.  В следующем году последуют радикальные системные решения. Остается только ждать.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter