Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Эксперты гадают, что ждет рынок туризма в 2010 году

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

На конференции газеты «Ведомости» туроператоры рассказали о том, какие уроки извлекли за год кризиса

Эксперты гадают, что ждет рынок туризма в 2010 году
Участники туристического рынка, озвучивая свои прогнозы на следующий сезон, разошлись во мнениях: одни охарактеризовали ситуацию как волатильную, другие заявили, что спад закончился и в следующем году ожидается незначительный рост, третьи более оптимистичны в своих оценках и ждут от отрасли роста на 10-12%.  

По оценке Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2009 году рынок просел на 20% в стоимостном выражении, учитывая сдвиг спроса в прямом бронировании, в сторону более дешевых видов отдыха и самостоятельного отдыха. По оценке Александра Арутюнова, президента ВАО «Интурист» в 2009 г. падение рынка составило 30%, более 50% спроса было сфокусировано на низких ценовых сегментах (Турция, Египет).



Презентация ВАО «Интурист»

Тем не менее, по мнению Сергея Шпилько, президента РСТ, кризис оказал двойственный эффект на развитие рынка: с одной стороны, произошел отток клиентов, изменилась структура спроса, но в то же время обострилась конкуренция туркомпаний, состоялся уход аутсайдеров, ослабли позиций фирм, которые демпинговали или пользовались административным ресурсом.

Кризис не просто изменил соотношение спроса и предложения, считает Шпилько, он превратил рынок продавца в рынок покупателя, одновременно сократил доступ к кредитным ресурсам, ограничил возможности туроператоров в работе по предоплате: «Гостиницы, пошедшие навстречу операторам, стали искать самостоятельные способы продаж, что стало созвучно стремлениям клиентов сэкономить на услугах туроператоров», - сообщил Шпилько.    

Шпилько считает, что таким, каким был спрос до кризиса, он уже не будет, объемы постепенно восстановятся, но спрос станет более жестким и избирательным в отношении соотношения цены и качества. Между тем, президент РСТ прогнозирует,  что нынешний зимний сезон будет лучше, чем прошлогодний, на который пришелся пик кризиса, но простым он тоже не будет. Эксперт заявил, что ситуация остается волатильной.

Александр Плешаков, председатель совета директоров «Трансаэро», напротив, считает, что рынок начал демонстрировать рост, а все крупные участники рынка преодолели кризис. Эксперт предполагает, что в 2010 он продолжится и составит 10-12%. В 2009 г. наблюдался высокий уровень снижения цен на авиаперевозки - на 25-40% (есть рынки, где больше), на отели - на 10-20% (год назад Плешаков прогнозировал  снижение на авиаперевозки на уровне 10-15%). Рост расходов на топливо продолжится. Это приведет к росту цен на авиаперевозки на 20%, при этом цены будут ниже, чем в 2008 г.

В 2010 г. «Интурист» ожидает незначительный рост рынка - до 4% в стоимостном выражении.

Консолидация, консолидация, консолидация

В своем выступлении Арутюнов отметил, что рынок продолжал структурироваться: крупные игроки прекращали свое существование, на рынок пришли глобальные игроки (TUI, Thomas Cook). Дальнейшим развитием будет консолидация, укрупнение игроков. Арутюнов также прогнозирует сокращение числа операторов выездного рынка в связи с последними поправками в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», увеличившими размер фингарантий. Плешаков, однако, считает, что кардинального развития присутствия иностранных туроператоров на российском рынке не произойдет. 

Угрозу в присутствии международных компаний на российском рынке видит Людмила Пучкова, президент «Ланта-тур вояж». По ее мнению, туристическим ассоциациям и союзам необходимо встать на защиту малого и среднего бизнеса. «На наш взгляд, более нужно создать механизм определения долей рынка для защиты малого и среднего бизнеса. Как, например, в Германии, где в законе написано, что TUI  разрешено занимать 18% рынка», - заявила Пучкова.

Въездной туризм 

На рынке въездного туризма произошло падение рынка на 16-17% в стоимостном выражении, при этом сильнее всего пострадал сегмент деловых поездок. В 2009 г. было зафиксировано существенное снижение стоимости тура, в 2010 г. «Интурист» прогнозирует небольшой рост - на 2%. Цены останутся на уровне этого года. 

«На рынке въездного туризма кризис длится 5-ый год, - говорит Шпилько. - До тех пор, пока не произойдет серьезных сдвигов в области въездного туризма, говорить об успехах на туристском рынке рано». Однако и в условиях кризиса, по мнению главы РСТ, Россия имеет шансы отыграть часть въездного рынка за счет снижения цен на гостиницы, но только в том случае, если государство со своей стороны тоже решится на какие-то шаги.



Презентация ВАО «Интурист»

По оценкам РСТ, упрощение визового режима в одностороннем порядке для граждан из экономически развитых стран, безопасных с точки зрения нелегальной иммиграции, позволило бы вдвое сократить дефицит платежного баланса страны по статье «поездки», которая в 2008 г. составила $12 млрд.

В качестве подтверждения своего предложения  Шпилько привел пример: в 2004 г. при участии РСТ был узаконен безвизовый въезд пассажиров круизных судов на 72 часа. В Санкт-Петербурге въезд круизных судов в этом сезоне составил 340000 человек.

«Другой пример: 21 европейская страна в этом году снизила НДС для гостиниц до 5-7%. В России же были подняты налоги на землю при переходе на его кадастровую оценку, а следующий год начнется со скачка цен  жилищно-коммунальные услуги. Израиль отменил визы для россиян и увеличил свой рекламный бюджет - добавил за 9 месяцев 63% потока туристов из России», -  поделился своими размышлениями Шпилько.   

Турагентств стало больше

По словам Михаила Лапшина, директора по продажам «Натали-Турс», в некоторых регионах количество турагентств не только не сократилось, но за кризисный год даже возросло в 2 раза. Поскольку входной билет на турагентский рынок - самый дешевый. Однако о качестве услуг говорить не приходится. Лапшин отмечает также усиление влияния крупных региональных агентств и увеличение количества агентств, работающих по франчайзинговым договорам с крупными сетями.



Презентация «Натали-Турс»

«99% туристов, выезжающих за рубеж, - пользователи интернета», - заявил Лапшин.  При этом они используют интернет как источник получения информации о туре, но оплачивать поездку через интернет (в среднем 100 тыс. руб. за  семью) не готовы.



Презентация «Натали-Турс»

Лапшин прогнозирует, что в 2010 г.  собственные продажи туроператоров составят 50%,  20% придется на долю сетевых агентств, 20% - независимых агентств и 10% - интернет-продажи.

Внутренний туризм 

В этом году объемы этого сегмента, по оценке «Интуриста», сократились на 25%. «Все ждали роста, но этого не произошло», - отметил Арутюнов. Спрос сместился в сторону неорганизованного отдыха. Средняя стоимость туров также снижалась. В 2010 г. ожидаются  восстановление и рост на уровне 4,5-5%. 

В «Интуристе» считают, что в 2010 г. структура спроса сохранится, сохранят за собой лидерство и самые популярные направления, однако в дальнейшем будет развиваться «новое старое» направление - Абхазия (интересно, что Абхазию туроператоры рассматривают как направление внутреннего туризма - прим. RB.ru). Это конкурент Краснодарского края. Кроме того, в «Интуристе» ждут дальнейшего снижения цен на объекты размещения. «В этом году гостиницы недостаточно среагировали на снижение спроса», - отметил Арутюнов.



Презентация ВАО «Интурист»

Другое мнение высказали представители операторов внутреннего туризма. Так, хотя сезон состоялся, по словам Елены Воеводиной, генерального директора компании «Роза ветров»,  никакого роста здесь нет. Такое же мнение озвучил и Сергей Шпилько: «В тех курортных городах, которые сегодня рапортуют о том, что задача партии и правительства о переходе  на внутренний туризм выполнена, хорошо бы посчитать динамику налоговых поступлений из индустрии гостеприимства и товарооборот продовольственных товаров - не духом же святым питаются эти туристы».

По прогнозу Сергея Ромашкина, генерального директора компании «Дельфин», в 2010 г.  спад продолжится. «Значительная часть поездок этого года финансировалась из накоплений прошлых лет (для поездки в отпуск семье требуется копить деньги от полугода до года из расчета 20000 руб. на человека). В 2010 г. мы ждем падения ещё на 10% по всем направлениям. При этом наиболее защищенным направлением остаются курорты Кавказских минеральных вод».

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  2. 2 Бизнес в Южной Африке