Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Электронные таланты

Архив rb.ru

С появлением пресловутой "новой экономики", электронного бизнеса на российском рынке труда обозначились совершенно новые, необычные для "реального" бизнеса требования к наемным топ-менеджерам.

Электронные таланты

На первое место выходят личные качества кандидатов. "Опыт традиционного рекрутинга тут не работает", - считает Станислав Киселев, заместитель главы представительства компании по подбору персонала высшего звена Egon Zehnder International. По словам хедхантеров, как правило, они получают заказы на профессиональных управленцев для электронной коммерции из трех видов компаний - консалтинговых фирм, индустриальных компаний и инвестиционных венчурных фондов. Первые сами создают свои интернет-подразделения, вторые реинвестируют средства в создание дочерних фирм, работающих в сфере электронного бизнеса, а третьи хотят вкладывать деньги в новый престижный электронный бизнес. 

"Специфика "новой экономики" в том, что отдача от электронного бизнеса поступает гораздо медленнее, чем от "реального", - говорит консультант и партнер компании Ward Howell International Юрий Борзов. - Но при этом инвестиционные ожидания очень высоки. Это венчурный бизнес. Поэтому для него требуются крайне предприимчивые менеджеры с твердой верой в торжество "новой экономики". По словам Станислава Киселева, впервые за историю рекрутинга основным фактором отбора специалистов является не какойто конкретный опыт и специальные знания, но особенные личные качества кандидата. "Брэнд в электронном бизнесе, в Интернете расплывчатое понятие, - объясняет Станислав Киселев. - Инвесторы в этой области дают деньги только под команду, под конкретных людей, которые при этом способны что-то делать совместно. Это как в футболе. Один хороший игрок не может выиграть матч". У проектов, связанных с электронным бизнесом, как правило, нет полноценного бизнес-плана. Инвесторы часто даже не знают, на что такое предприятие может быть похоже, поэтому ищут конкретную личность, хорошую команду, которые смогут правильно использовать деньги и взять на себя ответственность за их использование.

Самыми важными для работы в электронном бизнесе (речь идет об управленцах, а не о технических специалистах) считаются следующие качества: предприимчивость, оригинальное мышление, способность быстро адаптироваться и принимать новое, "быстрый" ум, наличие системного подхода к работе, способность правильно поставить себя в отношениях с людьми, умение сотрудничать (даже с конкурентами!), умение рассчитывать риск и нести за него ответственность. "По-моему, персональные требования к этого рода специалистам во многом похожи на требования к риск-менеджерам, - говорит Анна Кофф, принципал хедхантинговой компании Korn/Ferry International. Нужны такая же быстрота и четкость мышления, ответственность". "Тут нужны люди, как бы способные бросаться головой в омут", - добавляет консультант The Boston Consulting Group Алексей Савченко. Таких особенных, "подходящих" для "новой экономики" людей Станислав Киселев называет "электронными талантами".

С мнением хедхантеров согласен первый вице-президент компании "СибИнтеК" Игорь Василиадис, но, по его словам, кроме личных качеств "крупные менеджеры в электронном бизнесе должны обязательно иметь хороший портфолио каких-то успешных бизнес-проектов". Для успешной работы в "новой экономике" не важно, в какой сфере человек работал до этого. Игорь Василиадис из "СибИнтеК" раньше трудился на Лондонской бирже металлов, Бернар Люка, который занимает теперь позицию вицепрезидента по маркетингу компании "Рунет Холдингс", до этого работал менеджером по маркетингу в Nestle. "Не столь важно, откуда происходит такой управленец, говорит вице-президент компании "Русские фонды" и заведующий отделом маркетинга компании "Рамблер" Михаил Ханов. - Важен уровень компании, в которой работал данный менеджер". Заработная плата "электронных талантов", между прочим, на 30 - 40% выше, чем зарплата на аналогичных позициях в "обыкновенном" бизнесе. В заключение нужно отметить, что такие особенные, "личностные" требования к менеджерам в электронном бизнесе, скорее всего, явление не вечное. Просто электронный бум только начинается. Тем более что в России и в "старой" экономике рынок труда еще не слишком развит. "В США, в Европе, - говорит Юрий Борзов, - уже стала появляться некая электронная специализация". То же самое, должно быть, случится и с нами. А на новом поле деятельности изначально более всего ценятся именно личные качества человека.

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 5 июля 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 5 советов по нетворкингу для интровертов
  2. 2 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  3. 3 Адаптивный интеллект: как научиться эффективно управлять изменениями в жизни и бизнесе
  4. 4 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  5. 5 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу