ЕС ослабит "большую четверку" аудиторов

Расскажите друзьям
Мария
Мария

Началась борьба за прозрачность и конкуренцию на аудиторском рынке

Еврокомиссия подготовила новый законопроект о преобразовании аудиторского сектора, пишет The Financial Times. Согласно новому закону, который будет обнародован в ноябре, европейские компании, имеющие на балансе более миллиарда евро более, не смогут одновременно привлекать две аудиторские организации из "большой четверки" для совместной оценки бизнеса. Кроме того, аудиторам будет запрещено оказывать услуги одному и тому же крупному клиенту более девяти лет. Эти меры нанесут значительный ущерб бизнесу крупных аудиторских компаний и подвергнут отрасль реструктуризации.

Еврокомиссия хочет ослабить монополию "большой аудиторской четверки", в которую входят Deloitte, PriceWaterhouseCoopers, Ernst&Young и KPMG. Так, например, она намерена ввести запрет на консультирование "большой четверкой" клиентов по вопросам развития бизнеса, а также ввести обязательную ротацию проверяющих органов.

 

Как пишет газета, данные меры будут способствовать развитию конкуренции на аудиторском рынке. По мнению еврокомиссара по внутренним рынкам Мишеля Барнье, "аудит в тисках олигополии", тогда как отрасли "нужна свежая кровь" - нужно открыть рынок для новых небольших аудиторских фирм и способствовать их развитию.

 

На данный момент компании "большой четверки" получают около 65% доходов от консалтинга. Еврокомиссия намерена рассредоточить эти доходы путем отказа "большой четверки" от предоставления консультационных услуг и разделения аудиторской работы с более мелкими компаниями.

 

Крупнейших аудиторов "размонополят"


Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Ernst & Young контролируют от 70% до 90% рынка аудита в различных странах. Год назад Барнье уже обращал внимание на то, что столь значительная концентрация несет системные риски, а, следовательно, необходима более конкурентная обстановка.

Аудиторские услуги - стабильный, но, в то же время, медленно развивающийся бизнес, тогда как прочие услуги, в том числе консультационные, составляют около двух третей прибыли "большой четверки" в Великобритании. 


Еврокомиссия назвала бизнес-консультирование "источником конфликта интересов". В проекте закона делается акцент на то, что "крупные аудиторские фирмы не могут оказывать  иные услуги, которые не указаны в уставе аудиторской работы, например, консультации".

Кроме того, компании с балансом более миллиарда евро должны будут нанимать две аудиторские компании для проведения аудиторской отчетности, причем, одна из компаний не должна состоять в "большой четверке".

 

Также крупнейшим аудиторам запретят работать с одним крупным клиентом более девяти лет, тогда как некоторые крупные транснациональные корпорации сотрудничают с одними и теми же аудиторами на протяжении более чем 100 лет.

Перед тем как подготовить данный законопроект, Еврокомиссия поручила аудиторам, их клиентам, инвесткомпаниям, рейтинговым агентствам и налоговым органам провести консультации относительно развития этого рынка.

Представитель Deloitte заявил в интервью газете, что новый законопроект "навредит качеству аудита" и повысят расходы компаний, нанимающих аудиторов.

 

"Все равно, что чиновникам жить на зарплату"


Партнер компании Financial Consulting Group Владимир Лупенко отмечает, что выручка от консалтинговых услуг в "четверке" составляет порядка 30%, остальная доля приходится на услуги аудита, тогда как доходность от консалтинговых услуг превышает рентабельность аудиторской деятельности в два-три раза. "Предоставление аудиторских услуг является входным билетом для привлечения нового клиента, которому можно впоследствии продавать более маржинальные консалтинговые услуги, - говорит эксперт. - До последнего времени давление контролирующих органов на аудиторские компании в России не замечалось. Тем не менее, несколько месяцев назад счетная палата инициировала проверку ряда аудиторских компаний, которые проводили аудит банков, подлежащих санации. Данные проверки относятся к аудиту по российским стандартам, который, как правило, носит формальный характер и не используется акционерами и потенциальными инвесторами".
 
Также Лупенко отметил, что в настоящее время все аудиторские компании обязаны руководствоваться политикой конфликта интересов при принятии решения о работе с новым или существующим клиентом. "Запретить аудиторским компаниям оказывать консалтинговые услуги все равно, что приказать чиновникам жить на одну зарплату", - отметил эксперт. Кроме того, он выразил сомнения на счет того, что европейская практика найдет отражение на российском рынке аудиторских и консалтинговых услуг и приведет к серьезным изменениям среди участников.
 
Четверка превратиться в пятерку

"Очень маловероятно, что эти меры существенно изменят ситуацию, - считает  Ярослав Кабаков - ректор УЦ "ФИНАМ", - скорее их цель в том, чтобы оказать давление на аудиторские компании в ситуации, когда финансовым властям Еврозоны требуется большая лояльность с их стороны. Консультационные услуги все равно будут оказываться, просто могут быть оформлены несколько иначе или проводиться через какие-то подконтрольные структуры". 
 
Также эксперт усомнился, что олигополию удастся сломить, так как лидерство большой четверки держится на традициях, репутации, огромных штатах высокооплачиваемых специалистов. "В лучшем случае четверка превратится в пятерку, если кто-то сможет выстроить аналогичную империю", - отметил Кабаков.
 
На вопрос о том, могут ли сделать аналогичные запреты для аудиторов "большой четверки" на российском рынке, эксперт ответил, что это вполне возможно, но не станет значимой проблемой для российского рынка. Недовольство "большой четверкой" российские власти выказывали нечасто.

 

Управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй сообщил, что пока не может полноценно прокомментировать неопубликованный документ.  Но в то же время он отметил, что из-за недавнего финансового кризиса необходимо извлечь определенные уроки, и PwC  полностью поддерживает конструктивные законодательные реформы, которые могли бы повысить качество аудита и устранить препятствия, мешающие здоровой конкуренции.

"Тем не менее, насколько нам известно, из публикаций в прессе, нынешний проект закона действительно содержит ряд предложений (например, о проведении совместного аудита и обязательной ротации аудиторских фирм), которые, по нашему мнению, не содержат никаких мер, способствующих повышению качества аудита, и которые получили очень слабую поддержку в ходе открытого обсуждения", - говорит Грэй. - PwC  ждет возможности принять полноценное участие в дебатах и обсуждении данного законодательства, когда проект будет подготовлен и опубликован".



Комментарии

  • Петр Козырев 14:37, 28.09.2011
    0
    У меня к Кудрину две претензии: 1. Минфин в сфере налогов ограничил свою деятельность сбором задекларированных налогов, и не принимал существенных мер по побуждению декларантов к отражению реальный сумм доходов. Системный и действенный контроль за достоверностью отчетности, в т.ч. и деклараций, отсутствует. Например, сейчас очень распространено, так называемое ОБНАЛИЧИВАНИЕ. Суммы, обналичиваемые предприятиями, в учете, как правило, частично включаются в сумму затрат с последующим уменьшением прибыли, а частично предъявляются для возмещения из бюджета Ндс. Такой криминальной практики в России минимум лет 15-18, а Минфин в лице их министров только благостно взирает на такую действительность. Решение этой проблемы существует, но этого решения сперва надо захотеть, а потом и осуществить на практике. 2. Отчеты крупнейших российских компаний проверяют "импортные" аудиторские фирмы. Заключения о проверках, как правило не только положительные, но и дорогостоящие и, уверяю Вас, откатосодержащие, но главное - недостоверны. Даже немногочисленные последующие проверки прокуратурой подтверждают эту недостоверность. И сами налоговики не очень-то принимают такие заключения на веру и не руководствуются ими.. А Кудрину всё "божья роса". Аудит, как институт, неуклонно превращается в ширму для сокрытия реального положения дел. Ширму дорогостоящую. Нередко информация из аудиторских фирм «утекает» и используется один бог ведает как, но в том числе и для рейдерства. В работе министра финансов две функции: созидательная и исполнительная. С исполнительной функцией Кудрин худо-бедно справляется, а с созидательной нет. И даже еще не приступал к ней. Кудрин страдает обольщением собственной значимостью. Это не лечится и само не проходит.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase