Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ЕС требует пересмотра авиационных договоров с Россией

Архив rb.ru

Россия боится потерять "пролетные деньги" в случае перезаключения соглашений со странами ЕС

ЕС требует пересмотра авиационных договоров с Россией
Европейская комиссия планирует начать юридические процессы против Германии, Франции, Финляндии и Австрии, чтобы добиться пересмотра двусторонних соглашений этих стран с Россией об условиях авиасообщений. Власти ЕС утверждают, что эти соглашения нарушают законы Евросоюза о едином рынке и борьбе с монополией.

Одновременно с этим проводится расследование в отношении аналогичных соглашений между Россией и другими 23-мя странами ЕС, сообщила пресс-секретарь комиссара ЕС по транспорту Сиима Калласа, который и стал инициатором этих разбирательств.

Этот шаг, пишет Wall Street Journal, представляет собой крайнюю меру со стороны Комиссии, которая несколько лет безуспешно пыталась достичь договоренности с Россией об отмене многомиллионной оплаты в долларовом выражении, которую Россия взимает за пересечение воздушного пространства над Сибирью. Еврокомиссия также хочет, чтобы Россия начала рассматривать авиакомпании ЕС как представителей одного целостного образования, а не по отдельности как авиакомпании каждой из европейских стран.

Когда Еврокомиссии не удалось достичь соответствующего соглашения с Россией, она решила вместо этого предъявить иски странам, являющимся членами ЕС. По словам Комиссии, их сделки  с Россией нарушают правила ЕС, требующие, чтобы к гражданам и компаниям из всех 27 стран относились как к равным. Целью Еврокомиссии является вынудить членов ЕС пересмотреть свои договоренности с Россией так, чтобы они соответствовали законам ЕС. 

Текущие договоренности с Россией влекут за собой повышение цен на билеты по многим направлениям и вызывают юридическую неопределенность для ряда авиакомпаний ЕС, заявляет Еврокомиссия. Эта неопределенность проистекает из того, что Россия возражает против слияния авиакомпаний разных стран внутри ЕС, поскольку это нарушает двусторонние договоры между Россией и отдельными странами. Страны ЕС могут в ответ на этот шаг Еврокомиссии предоставить ей мандат на переговоры о заключении соглашения единой договоренности с Россией от их имени. 

Такой подход может заблокировать попытки завязать новые двусторонние отношения с Москвой. В настоящее время, пишет WSJ, у России есть возможность настраивать страны ЕС друг против друга, говорят представители европейской авиации.

Россия как камень преткновения

С 1940-х годов авиакомпании всего мира летают по правилам, описанным в сети двусторонних соглашений, где прописаны национальная и коммерческая принадлежность каждого авиаперевозчика. Законы ЕС внесли после образования союза изменения в этот подход.

В 2002 году Еврокомиссия выиграла дело в Европейском суде по поводу двусторонних авиационных договоров, которые, согласно доводам Брюсселя, нарушали принцип единого рынка ЕС, предоставляя права на воздушные перевозки или другие привилегии только одной стране. В результате правительства ЕС перезаключили такие договоренности по всему миру, в том числе с такими странами как США, Канада и Австралия, которые теперь рассматривают авиакомпании ЕС как единого образования.

Россия эти изменения не признала, а в 2009 году возражала против покупки австрийского перевозчика Austrian Airlines немецким Deutsche Lufthansa, заявляя, что после этого австрийские линии не смогут летать по территории России на тех условиях, которые были оговорены в двустороннем соглашении между Москвой и Веной.

Оплата за полеты по транссибирскому маршруту - отдельная проблема, которая долгие годы вызывает недовольство Еврокомиссии. С 1970-х годов Москва взимает с европейских и азиатских перевозчиков плату за безостановочное пересечение своего воздушного пространства, собирая за это в общей сложности почти $10 млрд. Большая часть этих денег идет российскому национальному авиаперевозчику компании "Аэрофлот".  По оценкам ЕС, их авиакомпании в 2008 году выплатили России в общей сложности примерно $420 млн.

Еврокомиссия называет эту практику нарушением международных законов и антимонопольных законов ЕС, поскольку авиакомпании должны заключать эксклюзивные коммерческие соглашения с "Аэрофлотом". 

Россия объясняет эту оплату компенсацией за упущенную прибыль.  До 1970-х годов все авиакомпании из Европы и Азии должны были останавливаться на дозаправку в Москве и напрямую конкурировали с российским перевозчиком. Однако теперь они летают без остановок, минуя Москву и предлагая более короткие маршруты. Советские власти тогда заявили, что поскольку "Аэрофлот" коммерчески пострадает, его конкуренты должны компенсировать упущенную прибыль.

Результаты новых мер Еврокомиссии появятся не сразу. После решения Европейского суда 2002 года прошло пять лет, пока были заключены договоренности с правительством США о новых правилах авиаперевозок для ЕС.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Red Wings планирует отказаться от англоязычного названия авиакомпании
  2. 2 Как я создал бизнес в вертолетной отрасли
  3. 3 «Многие заказчики просто не дают права на ошибку». Кейсы бизнес-авиации
  4. 4 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России
  5. 5 Десять авиакомпаний, которые предлагают лучшие места в бизнес-классе