Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Если евреи уезжают из Франции, значит проблемы у Франции, а не у евреев"

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Дан Серфати, основатель профессиональной социальной сети Viadeo – французский еврей.

"Если евреи уезжают из Франции, значит проблемы у Франции, а не у евреев"
Его родители, евреи, переехали во Францию из Марокко до его рождения. Он родился в Страсбурге, а на протяжении последних более чем 20 лет живет в Париже. В последние годы набирает силу обратный процесс – евреи покидают Францию, как говорят они сами, из соображений безопасности. Так, по данным Еврейского агентства, 5 тыс. евреев переехали из Франции в Израиль в 2014 году (это число растет большими темпами в последние годы), и около 50 тыс. евреев обратились в агентство, чтобы узнать о возможности переезда. "Если евреи уезжают из Франции, значит проблемы у Франции, а не у евреев", - убежден Дан Серфати.


Фото: Facebook

Теракты, потрясшие Францию в начале года, привлекли внимание не только к проблеме религиозного экстремизма. На следующий день после захвата заложников в кошерном супермаркете и гибели четырех из них, около тысячи французских евреев вышли на траурную акцию, чтобы почтить память жертв и заявить: "Мы больше не ощущаем себя в безопасности в своей стране!" Мы поговорили с Даном Серфати, чтобы узнать, разделяет ли он и его окружение эти чувства. 

orig
Дан Серфати, основатель и СЕО Viadeo

- Люди, которые в начале января вышли на траурный митинг к кошерному супермаркету с плакатами с надписью "Я француз, я еврей" говорили, что государство больше не защищает их в достаточной мере. Согласны ли вы с тем, что это так, и если да, то как давно вы это почувствовали? 

- Я думаю, это правда. Вы знаете, есть такой тип евреев, которые восхищаются Израилем, воспевают Нетаньяху, что бы он ни делал. Так вот ни я, ни мои друзья к этому типу не относимся, мы критикуем Нетаньяху, считаем себя очень современными и очень французскими евреями. И в разговорах с такими моими друзьями мы отмечаем, что в последние 1-2 года ситуация в обществе начала меняться, и что в нашей повседневной жизни мы стали все больше ощущать, что быть евреем во Франции становится все менее безопасно.

orig
Обложка американского журнала The Los Angeles Jewish Journal, январь 2015

Так, недавно моя дочка купила себе Звезду Давида, но моя жена попросила ее не выходить на улицу с этой подвеской, потому что боится реакции окружающих. По этой же причине многие мои друзья не разрешают больше своим детям выходить из дома в кипах. Еврейские молодые люди все чаще и чаще становятся участниками неприятных инцидентов в метро. То есть может быть ничего серьезного, но вот эти каждодневные мелочи заставляют тебя подумать: "Эй! Это моя страна, и я не делаю ничего плохого, так почему я не могу жить так, как я хочу?" Приведу еще один пример: моя дочь ходит в еврейскую школу, а напротив этого учебного заведения на протяжении многих лет стоят двое полицейских с  автоматами Калашникова.  И когда смотришь на это, возникает вопрос: "Ребят, мы что, на войне? Это же просто школа!"

Я не знаю, слышали вы или нет, но число евреев, переехавших из Франции в Израиль, удвоилось...

- Когда, за какой период?

-  На протяжении довольно длительного времени количество их составляло примерно 2 тыс. человек в год. Но в 2012 году это число выросло примерно до 4 тыс. человек, в 2013 году – до 7 тыс. и по итогам 2014 года их оказалось где-то 12-15 тыс. Это очень много.    

В 2012 году в еврейской школе в Тулузе террорист Мохаммед Мера расстрелял 4 человек, 3 из них – дети. И что? Нет, я не скажу, что людям было все равно, но была реакция вроде: "Ну, окей, они убили несколько человек, да, это ужасно, люди гибнут и в Пакистане, и в Сирии"… И через пару дней после того, как они услышали об этом, они об этом забыли. Но подождите! Это же происходит в вашей стране! Убили французских граждан! В общем, если французские евреи хотят покинуть Францию, это значит, что проблема с Францией, а не с евреями. И я надеюсь, что это, наконец, поймет не только правительство, но и рядовые французы.    


- А что вы скажете по поводу реакции общества на теракт в кошерном супермаркете в начале 2015 года?

- Атака террористов произошла в пятницу, но, когда мы проснулись в субботу, мы были очень удивлены: большая часть публикаций во французской прессе была все еще посвящена Charlie Hebdo, и почти ничего не было написано о последней трагедии. И может быть именно поэтому представители еврейского сообщества вышли на акцию протеста к этому кошерному супермаркету, потому что это - не нормально! После этого - в воскресенье, понедельник, вторник - ситуация полностью изменилась, возможно, журналисты осознали, что неправы, что не уделили внимания этому теракту. То есть, например, Liberation писала о мусульманах, которые в качестве акта возмездия могут быть атакованы однажды, а не о евреях, которые были убиты день назад! 

orig
Обложка канадской газеты Canadian Jewish News, январь 2015

- Как вы думаете, есть ли косвенная вина французских властей в том, что произошло в январе? В России имеет место мнение, что последние террористические атаки – это отдаленное следствие внешней политики Франции, ее участие в военных операциях на Ближнем Востоке и Африке…

- Я считаю, что Французская республика была слишком толерантна к определенному типу поведения. Например, лично я был шокирован, что некоторые французские мусульмане призывали не выходить на Марш единства! Как такое возможно?! У нас в стране после терактов была объявлена минута молчания, при этом провести ее у себя отказались некоторые школы, в которых учится много мусульман! Если мы принимаем такое поведение, то мы должны понимать, что такие учителя могут распространять среди детей соответствующие идеи. Но мы же не в Пакистане, мы во Франции! Мы должны – и государство должно – быть намного-намного жестче с таким типом поведения. Французские мусульмане едут в Йемен, Пакистан и так далее, и власти не знают, как контролировать их, когда они возвращаются из этих поездок… Но это еще не самая большая сложность – намного сложнее, по-моему, контролировать то, что происходит во Франции каждый день, в школах, в мечетях... Ведь вы не можете контролировать все.

Я слышал, что глава одной мечети во Франции плакал из-за произошедших терактов. И если бы все люди были такими как он, у нас не было бы экстремизма. И, в то же время, я читал в газете интервью с другим главой мечети, который говорил о неприятии насилия, о свободе, но ни разу не произнес слов "Charlie Hebdo", "антисемитизм"… А также я слышал, что некоторые другие главы мечетей рекомендовали мусульманам не ходить на Марш единства, потому что якобы мусульмане не могут выступать за людей, которые оскорбили пророка… 

Что касается ислама – я, конечно, не думаю, что ислам – это проблема. Я думаю, что экстремизм – это проблема.


Фото: РИА Новости. Марш Единства в Париже 11 января 2015 года. Надпись на шаре: "Я - Шарли, полицейский, еврей"

- У меня, возможно, есть объяснение тому, что журналисты уделили так много внимания расстрелу редакции Charlie Hebdo и не обратили внимания на других жертв (как тех, что погибли в кошерном супермаркете). Дело в том, что журналистское сообщество, как мне кажется, самое солидарное из всех сообществ вообще...

 - Правда? Возможно. Я это понимаю, мы все были потрясены этим терактом. Это даже, я думаю, страшнее, чем бомба, заложенная в метро. Ведь бомба в метро – это абсолютно "слепой" акт, а здесь же террористы точно знали, что они идут убивать конкретно этих людей, потому что они сказали что-то, что им не понравилось!

- Кстати, в России очень многие были восхищены тем, как Франция поднялась против терроризма, французы продемонстрировали, что они едины, что они – нация, при том, что многие россияне не одобряют того, что делало издание Charlie Hebdo…

- Абсолютно то же самое и во Франции! Очень многим здесь не нравилось то, что они делали. Но очень хорошо об этом сказал тот глава мечети, о котором я говорил: вы должны отвечать на рисунок рисунком, но не кровью! И это ключевой момент! Много кто был не согласен с Charlie – с ними вообще было сложно согласиться, они были слишком агрессивными, слишком грубыми, но убивать тех, с кем ты не согласен?!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter