Евгений Гришковец: "Шоу-бизнес касается меня сильнее, чем я его!". ФОТО

Расскажите друзьям
Юлия Судакова
Юлия Судакова

Знаменитый писатель рассказал RB.ru о своем видении бизнеса

Познакомиться с Евгением Гришковцом нам удалось на презентации нового каталога от ИКЕА, где писатель выступал в качестве приглашенного гостя. В его задачу входило рассказать о вечных "вещных" ценностях, которые окружают каждого из нас. Пользуясь случаем, мы спросили у Евгения, что нужно, чтобы вас начали приглашать в рекламу, и какова доля бизнеса в шоу-бизнесе. Ответы оказались неожиданными. Как этого и следовало ожидать.

- Как происходят такие предложения? Я имею ввиду участие в проекте "Вещные ценности" ИКЕА, где мы с вами сегодня и встретились?

- Во-первых, предложения приходят не ко мне лично, а к моему директору. Если какое-то предложение до меня дошло, значит, она считает возможным поставить меня в известность. Я не играю никаких корпоративов, никаких дней рождения - ни концертами, ни спектаклями. Это принципиальная позиция.

- А в чем принцип заключается?

- Я очень серьезно отношусь к своей профессии. Я не артист, а писатель и исполнитель. У меня есть ответственность. И после выступления на празднике какого-нибудь вполне почтенного банка мне будет стыдно и перед читателями, и перед теми, кто пригласил.

- Перед ними-то почему?

- Потому что пригласили меня не те, кому нравятся мои книги и мои спектакли. При этом я избегаю любых повышенных заработков. В случае с ИКЕА было все по-другому. Мне дали творческое задание - рассказать о вещах, которые мне дороги. При этом не нужно было упоминать название компании, можно было написать то, что я хочу, то, что нравится. В условиях некоего определенного формата. И при этом я искренне считаю, что ИКЕА это хорошо. Никогда не стал бы рекламировать сигареты или пиво - сколько бы ни заплатили. Я отказываюсь рекламировать дорогие часы...

- ...и "Мерседесы", как вы говорили в презентации.

- Да. Потому что большинство моих читателей ездят на машинах попроще. В "Мерседесах" они тоже ездят, но меньше. Если бы это был "Мерседес" А-класса, я бы, может, и рассмотрел бы вариант. Это очень демократичная машина. Но все-таки это не моя история и не мои читатели.

- Вы - представитель шоу-бизнеса...

- Нет.

- Нет?

- Я играю в театре и пишу книги. Какой же это шоу-бизнес? Да, я известная личность, но телевизионных передач я не веду, не пишу сценариев для ситкомов и сериалов. Я не занимаюсь некоей fusion-деятельностью. Я играю в кино. У меня маленькая фильмография из шести фильмов, причем снимался у известнейших режиссеров по хорошим сценариям. Я ни разу не снимался в каких-нибудь комедиях положений с кем-нибудь из Comedy Club или КВН. Да, я иногда выступаю в клубах с группой "Бигуди". Но и это - хорошие клубы, концертные площадки. И я не допускаю, чтобы во время моих выступлений кто-нибудь, например, ел. И если я появляюсь на телевидении, то это программы не развлекательные. Пару раз я был в программе "ПрожекторПэрисХилтон" - эти случаи к шоу-бизнесу можно отнести, наверное. Не больше. Скорее, шоу-бизнес касается меня сильнее, чем я его.

- В фильме "Сатисфакция" вы играли бизнесмена. Не сказать, что образ вашего героя - сильно положительный. Вообще положительных бизнесменов в российских кино, книгах, даже музыке - мало. Как думаете, почему?

- Потому что это была бы неправда. Ну, то есть, он может быть хорошим человеком, но при этом обязательно будет сложным. Ему обязательно нужно принимать сложные решения, далеко не всегда праведные. Он должен защищать свой бизнес, особенно в нашей стране. Даже, если у него будет бизнес по производству церковных свечей, он все равно будет давить конкурентов, давать взятки, плодить коррупцию. Если душат бизнес - он будет защищать его любыми способами. Вся история человека, которому 45 лет - а моему герою 45 лет, и он, к тому же, ведет строительный бизнес, - это история практически всего нашего бизнеса, уходящего в 90-е. Но все равно деятельность моего героя - созидательная. Он же строит. Не воздух продает. Все, кто у нас что-то строят, делают это не благодаря, а вопреки.

- Что для вас бизнес?

- Он предполагает некое первичное вложение средств для получения еще больших средств. В шоу-бизнесе то же самое. А я ни во что не инвестирую. У меня есть листочек бумаги и ручка. Есть сцена, на которой я играю и получаю гонорар. И не более того. Это работа, но не бизнес. Я не вижу ничего плохого в бизнесе, просто я не бизнесмен.

- Вы рассказывали, что компьютером пользоваться не любите.

- Вообще не пользуюсь.

- Но сейчас эра цифровых технологий, как же вы себя в ней видите?

- Знаете, очень плохо. Особенно в нашей стране. У нас все, что может быть оцифровано - фильм, книга, музыка, любая художественная и интеллектуальная собственность, она будет украдена. Обязательно. Я могу сказать, что уже не просто обворован, а ограблен! По самым скромным подсчетам, пираты и пользователи интернета украли около $10 млн.

- Пытаетесь бороться?

- С этим невозможно бороться. Но пытаюсь. Новые спектакли я не снимаю на видео, поэтому их невозможно украсть. Можно сделать из зала плохую запись, но я не буду помогать пиратам, делая хорошую. Самый-самый минимум - это больше двух с половиной миллионов скачиваний моих спектаклей. Украдено огромное количество моих книг. Все они есть в бесплатном доступе в интернете. Все это используется как угодно, крутится без спроса по региональным радиостанциям. Я от этого ничего не получаю. А у меня дети. У меня трое детей. И поэтому я езжу по городам и весям, играя за тот самый пресловутый гонорар спектакли. 

 - Наверное, рекламные акции неплохо оплачиваются?

- Рекламные акции - это редкий случай. Я не рассматривал их с точки зрения заработка.

- Как же вы все успеваете? Есть какие-то секреты тайм-менеджмента?

- Я много чего не успеваю. А секрет - не делать все одновременно. И назначать себе даты: "Вот это нужно сделать к такому-то числу".

- И все же. Пираты и пользователи интернета вас ограбили. Но есть в ощущениях хоть какой-то позитив? Например, осознание, что вы любимы зрителями и читателями, что вы популярны?

- Нет, есть возмущение и гнев. Когда-то писатели и композиторы оставляли своим детям рукописи с нотами и текстами. И сейчас эти дети являются правообладателями - живут достойно и интересно, храня память о великих. А с моими детьми так не получится, потому что все украдено. Есть во Франции прекрасная социальная реклама, направленная против пиратства. Красивая картинка: парень с девушкой стоят, целуются. Но при этом он у нее из сумочки вытаскивает кошелек. У меня так же: меня обворовывают те, кому нравится то, что я делаю. Это ужас. Это не радует. Мне грустно осознавать, что многие мои зрители занимаются воровством. Потому что скачивать из интернета - это воровство и есть. Мне в итоге приходится играть спектакли, чтобы окупать, спонсировать собственные книги. И иногда участвовать в рекламных кампаниях.

- А почему вы думаете, вас зовут?

- Я думаю, дело в репутации. Ко мне есть доверие. И среди тех людей, которые любят то, что я делаю, есть те, кто, представляя компанию, готов заплатить. Только я не готов рекламировать дорогой отдых, часы, алкоголь и прочее.

- А что готовы?

- Наверное, какую-нибудь интересную линию одежды. Хотя сам бренды не ношу.

- Какие качества должен развивать в себе человек, который хочет оказаться на вашем месте, так же высоко?

- Если что-то удается в какой-то сфере, что-то хорошо получается, и вы получаете много разных предложений, надо обязательно от них отказываться.

- Как это? Зачем?

- Обязательно! Особенно в самом начале пути. Если талант есть, его тут же разглядят, тут же сделают какие-то предложения... Я помню, какое немыслимое количество предложений мне было сделано после первого московского успеха. Немыслимое! Но нужно от всего отказываться. Если согласиться, то дальнейшее продолжение некоего индивидуального пути станет невозможным. Написал ты хороший рассказ - тебе тут же предложили писать сценарий. Сказали тему, ты обрадовался, написал и - пропал. Попросили нарисовать такую же картину, только чтобы сбоку был еще портрет чьей-то жены. Согласился? Пропал. Когда заказчик приходит из сферы бизнеса к творческому человеку и начинает говорить, что делать, а чего делать не надо, можно стать одним из ремесленников.



Комментарии

  • Стив Степанов 04:16, 8.09.2011
    0
    Неизменно получаю удовольствие от чтения текстов Гришковца, правда, немного другого рода, чем его почитатели. Так и сейчас, сплошные саморазоблачения. Особенно, как говорится, доставило: "И сейчас эти дети являются правообладателями - живут достойно и интересно, храня память о великих. А с моими детьми так не получится, потому что все украдено." Детям, похоже, не повезло не только в этом.
  • Дмитрий Сильченков 06:52, 8.09.2011
    0
    Нам повезло! Мы проедаем то, что заработано прошлыми поколениями и то, что предназначается будущим. Редкая возможность расслабиться, - как же ей не воспользоваться. Я бы не хотел напрягаться так, как мои родители, а мои дети не хотят напрягаться так как напрягался я. Двигаясь в таком направлении люди все таки будут жить при коммунизме! Ура!
  • Андрей Сидоров 10:25, 8.09.2011
    0
    Странно, почему люди критикуют других, выставляя своё мнение, как догму? Дети гришковца обуты, одеты и накормлены. Их отец ни украл эти деньги, ни выиграл в лотерею. Если не нравится творчество, то не значит, что отец плохой.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase