Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Европа испугалась $250 за баррель нефти, обещанных "Газпромом"

Архив rb.ru
Николай

Николай

Слова Миллера о том, что цена нефти может скоро достигнуть $250, вызвали неприятный резонанс

Европа испугалась $250 за баррель нефти, обещанных "Газпромом"
Глава нефтяной компании British Petroleum и представители ОПЕК успокаивают рынок, взбудораженный громким заявлением главы "Газпрома" Алексея Миллера, который во вторник пообещал миру, что в "обозримой перспективе" цена нефти достигнет $250 за баррель.

Такими мрачными для потребителей прогнозами Алексей Миллер подкрепляет свои надежды сделать "Газпром" самой дорогой компанией мира, ведь сейчас цена газа фактически привязана к рыночной стоимости нефти. Однако для европейских нефтяников подобные пророчества вместе с растущими прибылями сулят и значительные проблемы с потребителями и государством.

В Великобритании бензин уже стоит так дорого, что рядовые автолюбители начинают роптать, а работники транспорта угрожают забастовками. В Испании и Португалии недовольство высокими ценами на топливо уже привело к масштабным акциям протеста со стороны водителей грузовиков. Поэтому европейцы, в отличие от России, где потребительские цены на газ регулируются государством, а удорожание бензина теряется на фоне общей высокой инфляции, наоборот, стремятся погасить излишнее "нефтяное напряжение".

Миллер нагнетает давление

Во вторник, выступая с большой презентацией во французском Довиле, Алексей Миллер заявил, что, по его мнению, в течение полутора лет цена нефти может достигнуть $250 за баррель, то есть вырасти почти вдвое по сравнению с нынешним уровнем. Для Миллера такой смелый прогноз благоприятен.

Традиционно экспортная цена газа рассчитывается на основе рыночной стоимости корзины разнообразных нефтепродуктов, которые могут выступать альтернативой газу (подробнее - в допматериале). Поэтому цены на газ растут пропорционально стоимости нефти. Так, на фоне продолжающегося удорожания черного золота цена газовых поставок в Европу к июню достигла $410 за тыс. кубометров. По оценке The Wall Street Journal, это почти в полтора раза больше, чем в начале года.

Миллер не привел никаких расчетов или выкладок, подкрепляющих его прогноз, однако отметил, что в основе роста нефтяных цен лежат не столько финансовые спекуляции, сколько увеличивающийся рыночный спрос. В Европе и ОПЕК такое положение вещей признавать отказываются.

Европа хочет выпустить пар

Комментируя высказывания Алексея Миллера, глава британского нефтяного гиганта British Petroleum Питер Сазерленд заявил в среду, что он не верит в "апокалипсические предсказания". "Я не верю, что нас ждет скачок цен на нефть до $250 за баррель", - цитирует Сазерленда Reuters. По его словам, в ближайшее время рост замедлится. Впрочем, глава ВР признает, что за ростом цен на нефть стоит недостаток предложения и опасения рынка, вызванные политической нестабильностью в нефтедобывающих регионах. Однако Сазерленд утверждает, что после того, как нефтяники проведут необходимые инвестиции в расширение нефтедобычи, то рынок стабилизируется.

Позиция Сазерленда понятна. С одной стороны, он оправдывает нынешний высокий уровень цен на бензин перед потребителями, объясняя, что компания вынуждена проводить масштабные инвестиции в добычу, а с другой - пытается успокоить людей, объясняя, что дальше бензин, а вслед за ним и газ для отопления домов, дорожать не будет.

ОПЕК не видит дефицита нефти

Еще более радикальна позиция ОПЕК. Глава этой организации, члены которой добывают около 40% всей потребляемой в мире нефти, и вовсе заявил, что цена нефти завышена спекулянтами и паникерами, а дефицита топлива нет. Генеральный секретарь ОПЕК Абдула аль-Бадри заявил: "Нам нужно немного успокоиться. Мы слишком много паникуем... Нас не устраивает нынешний уровень цен по одной причине - он не имеет никакой связи с фундаментальными причинами".

По его словам, недостатка нефти нет ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. "Никто не просит нас о [дополнительной] нефти сейчас. Мы получаем данные от стран-участниц. Очередей за нефтью нет", - цитирует главу ОПЕК газета The Guardian.

Так это или нет, проверить сложно, однако очевидно, что до тех пор пока ОПЕК утверждает, что дефицита нет, организация не будет увеличивать квоты на добычу нефти, а значит, формальных поводов для снижения цен у рынка не будет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гроссмейстер для бизнеса. Почему в корпорациях и стартапах растет спрос на аналитиков
  2. 2 На высоте технологий
  3. 3 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях