Facebook хочет победить конкурентов в России за счет мобильных сетей

Расскажите друзьям

Социальная сеть уговаривает российских сотовых операторов бесплатно предоставлять доступ к Facebook

Самая популярная в мире социальная сеть Facebook надеется, что в России она сможет опередить местных конкурентов с помощью мобильного интернета. Facebook предложил российским сотовым операторам бесплатно предоставлять доступ к лайт-версии сайта, что в конечном итоге трансформируется в рост прибыли для самих операторов.

Основатель и глава Facebook Марк Цукерберг ранее назвал Россию в числе тех немногих стран, где социальная сеть пока не занимает доминирующих позиций. Лидирующий на мировом рынке Facebook отстает в России от "ВКонтакте" на десятки миллионов пользователей. Решить эту проблему компания рассчитывает с помощью мобильных телефонов.

Для Facebook попытка привлечь российских клиентов через их мобильные телефоны означает генерирование новой аудитории на одном из наиболее привлекательных развивающихся рынков. Причем, как пишет ВВС, выиграют от этого и российские операторы мобильной связи. Они надеются, что развитие Facebook будет способствовать популяризации мобильного интернета, привлечет новых пользователей и в итоге повысит их прибыль, так как больше людей будут пользоваться в мобильных телефонах сервисами, связанными с передачей данных.

Дорогое удовольствие

В России индустрия мобильной связи существенно отличается от ситуации на большинстве западных рынков. Больше 90% российских пользователей пользуются услугами операторов на основе предоплаты, то есть, как правило, отдельно оплачивается каждый звонок, каждое sms-сообщение и каждый сегмент информации, который отправляется или получается, кроме того, потребители покупают сам телефон. Это означает, что российские пользователи привыкли считать каждый рубль, который они тратят на использование мобильного телефона.

Facebook предложил оригинальное решение: мобильные операторы будут продвигать специальную текстовую версию сайта Facebook Zero. Причем доступ на сайт будет абсолютно бесплатным.

Россия не единственный рынок, где Facebook запустил бесплатную лайт-версию. Десятки операторов мобильной связи в разных странах мира не берут со своих клиентов деньги за выход на Facebook Zero. Однако если пользователи будут переходить по внешним ссылкам или открывать картинки, счетчик немедленно включается, и со счета снимаются деньги за скачивание информации.

Такая схема не принесет желаемых результатов в странах, где большая часть пользователей оплачивает мобильную связь по контракту, включающему в себя скачивание контента. Например, в Великобритании среди клиентов оператора O2, который с 2007 года продает в стране iPhone, порядка  46% оплачивают их услуги по контракту.

Гонка за клиентами

Как пишет ВВС, существует несколько причин, по которым в России преобладает такая практика оплаты мобильных услуг. Одна из них - отсутствие у большинства клиентов кредитной истории, необходимой для заключения контракта при субсидированном оператором телефоне. У многих россиян в принципе нет ни дебетовой, ни кредитной карты, а популярность потребительских кредитов начала расти только в последние несколько лет.

Еще одна причина - то, как развивался рынок в середине 2000-х, когда прибыль мобильных операторов росла со скоростью от 20% до 40% в год, и они отдавали предпочтение модели с предоплатой.

"Они гнались за привлечением как можно большего количества новых клиентов, и им некогда было подумать о чем-то еще", - говорит партнер консалтинговой компании AC&M Consulting в Москве Антон Погребинский. По данным аналитической компании Mobile Research Group, в среднем прибыль от каждого клиента, получаемая мобильными операторами в России, втрое ниже, чем в Европе, хотя, как говорит глава компании Эльдар Муртазин, эта цифра растет.

Сейчас, когда рынок стабилизировался и компании не могут привлекать так много новых клиентов, им приходится возлагать надежды на другие пути привлечения прибыли. Один из таких путей - предложить пользователям дополнительные платные услуги, включая передачу контента любого типа.

Статусный символ

Для того чтобы клиенты были готовы оплачивать передачу контента, они должны быть довольны качеством мобильного интернета. Ведущие российские операторы недавно наконец приступили к расширению своих 3G-сетей после долгой отсрочки, вызванной обсуждениями того, кто и как должен этим заниматься.

В начале года, по данным исследовательской группы MForum Analytics, около 16% российских пользователей купили мобильные телефоны формата 3G по средней цене в $276.

Поскольку многие россияне воспринимают телефоны как "статусные символы", люди часто готовы потратить существенную сумму на новую модель, даже если им приходится покупать ее за рубежом.

Так, по оценке Муртазина, к тому времени как Apple официально начал продавать iPhone в России (больше, чем через год после его появления на западных рынках), на руках у россиян было уже порядка 500 тыс. этих гаджетов.

Лояльность

В России продажа телефонов, SIM-карт и тарифных планов отделены друг от друга, поэтому у местных пользователей нет никаких стимулов к тому, чтобы сохранять лояльность одному оператору. "Однако если россияне готовы сами платить за свои телефоны, а также отдельно оплачивать все услуги мобильной связи, зачем местным операторам стараться повышать число пользователей на контрактной основе, доводя его до западного уровня?", - задается вопросом ВВС.

"Пока все платят, компании довольны, но между ними есть конкуренция", - говорит Погребинский из AC&M Consulting. Он также считает, что рано или поздно операторам придется стимулировать рост числа контрактных пользователей. "Лояльные клиенты станут преимуществом", - говорит он.

Муртазин отмечает, что мобильные операторы уже начали предлагать тарифы с безлимитной связью, в которые включены дополнительные услуги помимо голосовой и текстовой связи.

По его словам, этот рынок в России сейчас развивается быстрее, чем в Европе, потому что здесь спрос на дополнительные услуги существовал еще до того, как появилось предложение.

Хотя сети 3G пока только развиваются, а число контрактных пользователей незначительно, Facebook делает ставку на то, что его бесплатный сайт станет популярным среди россиян. Российские операторы мобильной связи, в свою очередь, надеются, что любовь их клиентов к социальным сетям и модным гаджетам трансформируется для них в рост прибыли.


Комментарии

  • Сергей Остр 07:00, 9.07.2010
    0
    По данным аналитической компании Mobile Research Group, в среднем прибыль от каждого клиента, получаемая мобильными операторами в России, втрое ниже, чем в Европе, хотя, как говорит глава компании Эльдар Муртазин, эта цифра растет. ---------- Эльдарчик забыл посчитать во сколько зарплаты у россиян меньше чем у европейцев. Можно смело назвать цифру, ~20000% меньше, в городах и областях отличных от москвы зарплаты в среднем 5000руб. а у европейцев? Исходя из этой пропорции наши компании очень прилично зарабатывают, даже поболее чем любая другая в мире... Не напрасно нашу тройку многие прозвали "Опсосы"
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase