Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС хочет оштрафовать рестораны за слово Halloween

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Антимонопольщики возбудили уголовные дела против ресторанов "Япоша" и "Bar BQ Cafe"

ФАС хочет оштрафовать рестораны за слово Halloween
Антимонопольщики продолжают активно бороться за чистоту русского языка в рекламе. На этот раз в Москве возбуждены дела в отношении ресторанов "Япоша" и Bar BQ Cafe за слоганы "Happy New Меню" и "Halloween Bar BQ Cafe". По закону о рекламе, компаниям могут грозить штрафы до полумиллиона рублей. Рекламисты не согласны: англицизмы в рекламе часто не только не вводят в заблуждение, но и, напротив, помогают лучше понять ее суть.

ФАС возбудила в Москве три уголовных дела против операторов ресторанов "Япоша", Bar BQ Cafe и магазина Bonger, которые использовали в рекламных слоганах слова на английском языке. Так, ООО "Япошка-Сити" может быть оштрафовано за наружную рекламу "Happy New Меню". Такое же нарушение приписывается ООО "Трейд Ритейл", разместившему рекламу "Bonger New collection" на фасад магазина "Bonger". Не понравилась ФАС и выражение "Halloween Bar BQ Cafe", размещенное ООО "Потенциал" на здании бара-кафе "Bar BQ Cafe". Рассмотрение дел назначено на конец ноября.

Комментарии от компаний RB.ru оперативно получить не удалось. В"Bar BQ Cafe" от комментариев отказались, сославшись на то, что не владеют информацией.

Что грозит за англицизмы

Компании, в частности, обвиняются в нарушении п.1 ч.5 и ч. 11 ст.5 ФЗ "О рекламе". Пункт 1 части 5 гласит, что в рекламе не допускается "использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации". Часть 11 статьи 5 указывает на то, что данная реклама размещалась с нарушением требований законодательства о государственном языке.

До 2007 года ФАС не особенно обращала внимание на нарушения этих норм, а активная кампания против англицизмов в рекламе началась - уже традиционно в России - после критики Владимира Путина, который остался недоволен тем, что в Ростове-на-Дону большое количество иностранных слов в рекламных объявлениях.

По закону, за использование иностранных слов в рекламе граждане должны выплатить штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, должностные лица - 4-20 тыс. рублей, а юридические лица - от 100 до 500 тыс. рублей. При этом ответственность несут рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Эксперты: ФАС отстала от реальности

"Есть ощущение, что сейчас ФАС ведет свою деятельность не с целью поддержать существующие нормы, а как-то фрагментарно, устраивая точечные акции", - говорит RB.ru управляющий директор BrandLab Александр Еременко. К тому же, по мнению эксперта, использование англицизмов в рекламе сегодня не только не искажает ее суть, но, напротив, помогает ее лучше понять. "Использование английского языка в рекламе - это возможность высказать мысль кратко и емко, в отличие от русских аналогов", - считает Еременко.

"Мы живем в многоязычной среде. Это реальность. У меня, например, раскладка клавиатуры компьютера для четырех языков: русского, английского, испанского и итальянского. Фраза Happy New Menu сама по себе никакого рояля не играет, пока не вспомнишь Happy New Year как устойчивое словосочетание. А игра на устоявшемся в сознании, на клише, на штампах всегда свойственна рекламе, независимо от географии и национальности, поскольку реклама имеет дело с массовых сознанием. Не устаю это повторять", - говорит RB.ru Ольга Данилова, креативный директор фотостудии Андрея Данилова ADimage (читайте блог эксперта на RB.ru).

"Спору нет, надо, прежде всего, уметь пользоваться родным языком. Но если контент шире языковой доминанты, то не надо рвать на себе волосы. Это мое мнение как потребителя контента. Есть то, что в переводе теряет смысл. К новогодней завлекалочке это тоже слегка относится, потому что желать счастливого нового меню - странно. И длиннее будет", - считает эксперт.

Ольга Данилова рассказывает историю из жизни про купленную хозяйственную сумку, деньги от продажи которой шли на программу по обеспечению чистой питьевой водой жителей тех регионов Земли, где воды недостаток. "Храню я ее - не поверите - за копирайтинг. Там такие слова: "When you drink one, Africa drinks too".  На русский я бы при всей своей квалификации эту штуку не перевела. Она невоспроизводима на других языках, хоть тресни. И в этом ее прелесть. Хотя история рекламы в России помнит подвиг отечественных копирайтеров, когда русский слоган "Чистота - чисто "Тайд" оказался в кои-то веки короче английского оригинала. И лучше", - продолжает собеседница RB.ru.

"Меня деяния ФАС не удивляют. Это такое же средство конкурентной борьбы в российских реалиях, как санитарная инспекция в вопросах геополитики. На мой взгляд, спорны и многие наскоки ФАС на острую социальную рекламу. Возможно, какие-то их действия приносят пользу. Хотелось бы увидеть какой-либо публичный отчет с экономическими показателями или результаты проверки деятельности ФАС хоть Счетной палатой, хоть Общественным советом при Президенте РФ. Чтобы кто-то взялся внятно объяснить обществу, зачем налогоплательщикам этот бюрократический орган с довольно узкой амбразурой восприятия той реальности, которую они пытаются регулировать", - резюмирует Данилова.

За что поплатились компании

Однако ФАС непреклонна. В середине октября ведомство решило оштрафовать на 40 тыс. рублей российскую "дочку" Procter&Gamble;, которая в телерекламе туалетной воды использовала без перевода фразу "Let´s go" ("Вперед!"). В сентябре у ФАС были претензии к кофейням "Кофе Хауз" по поводу рекламы бесплатного доступа к Wi-Fi. Надпись "Wi-Fi free" показалась антимонопольному ведомству неуважительной по отношению к русскому языку. По мнению ФАС, слово free должно было быть переведено на русский язык. До этого претензии получил ЦУМ по поводу надписи Sale, а в апреле на 40 тыс. рублей был оштрафован издатель журнала "Hello!" ЗАО "Крокус" за рекламу "SARAH CONNOR & Orchestra. The Presidential orchestra of the republic of Belarus".

В 2009 году общая сумма штрафов, наложенных ФАС на нарушителей законодательства о рекламе, составила 87,4 млн рублей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС сообщила о 2 млн заблокированных карточек товаров на маркетплейсах с начала 2024 года
  2. 2 Продавцы на «Авито» пожаловались в ФАС на высокие комиссии
  3. 3 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы
  4. 4 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  5. 5 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе