Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС нашла причины роста цен на продукты

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Антимонопольщики уличили ритейлеров в повышении цен из-за недобросовестных отношений с поставщиками

ФАС нашла причины роста цен на продукты
Федеральная антимонопольная служба уличила ряд торговых сетей в завышении цен на продукты. Ведомство проверило "Пятерочку", "Ленту", "Дикси", "О´кей" и выяснило, что их недобросовестные отношения с поставщиками влияют на конечную стоимость продуктов питания. По данным ФАС, в некоторых сетях торговые наценки и другие накрутки составляют до 80% от общей стоимости товара. Больше всех от такой нечестной игры страдает простой потребитель. Ритейлеры все обвинения отвергают и утверждают, что у них - самые демократичные цены.

Федеральная антимонопольная службы (ФАС) России проверила в Санкт-Петербурге торговые сети "Пятерочка", "О´кей", "Дикси" и "Лента", занимающих около 60% розничного рынка города, и нашла доказательства влияния "недобросовестной практики торговых сетей" на продовольственные цены.

Как накручиваются цены

Из отчета ведомства (читайте в доп. материале) следует, что розничные сети в текущем году усилили ценовое давление на своих поставщиков - доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и проч.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. Например, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в сети ОАО "Агроторг" (операционная компания сети "Пятерочка") в 2009 году в сравнении с предыдущим годом составил от 50 до 70%.

Чтобы утолить жадность ритейлеров и получить еще какую-то прибыль от реализации продукции, поставщики вынуждены поднимать отпускные цены.  "Учитывая, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10-15%, а на многие товары средняя наценка составляет 30-40%, то, даже исходя из минимального уровня торговой наценки, суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60%", - отмечает ФАС.

Ведомство даже привело примеры, кто и каким образом накручивает конечные цены товаров на полках. ФАС приводит статистику продаж поставщика колбасных изделий ООО "Главпродукт торг", чьи выплаты ритейлерам в 2007 году достигали 9% от стоимости товара (в сети "Лента") и 14,4% (в сети "Карусель"), а в I полугодии 2008 года резко выросли по всем сетям. Наибольший рост произошел в сетях "Пятерочка" - до 57,5% и "Дикси" - до 13%. "Суммарные выплаты этого поставщика в 2008 году вместе с торговой наценкой сетей составят в стоимости товара: 70-80% в сети "Пятерочка", до 30% в сетях "Карусель" и "Лента", - оценили в ФАС.

Время отсрочки платежей за товар также выросло с 21-25 дней в 2005 году до 45-50 дней в 2008 году, говорится в отчете службы. В результате большинство договоров, заключаемых в этом сегменте рынка, носят дискриминационный характер.

Ритейлеры отвергают обвинения

Светлана Афанасьева, пресс-секретарь "Ленты", сказала RB.ru, что в отчете приводятся данные за 2005 - первое полугодие 2008 года. "С октября ситуация коренным образом изменилась - сети сокращают количество  и объем бонусов", - отмечает собеседница RB.ru. "В отчете приведена информация по  некоторым производителям, - продолжает Афанасьева. -  Между тем, во  многих отраслях возникали ситуации, когда производители использовали свое положение и "давили" на сети". Она отмечает, что есть ряд товаров, которые сети продают с нулевой или даже отрицательной наценкой. "Недаром слоган "Ленты" - "экономия в каждой покупке": мы всегда предлагали цены не менее чем на 5% ниже среднерыночных и не раз принимали участие в социальных соглашениях по сдерживанию роста цен на социально значимые продукты питания", - заключает Афанасьева. Получить комментарий "Дикси" не удалось.

В X5 Retail Group "Интерфаксу" заявили, что повышение цен в сегодняшних условиях - это нерыночная торговля. Представители компании заверили, что ритейлер никогда не вел недобросовестную политику расчетов с поставщиками, которая могла бы повлечь повышение цен. "Более того, мы поддерживаем производителей: платим строго в срок, снизили отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней и отменили им бонусы за вход", - заверили собеседники агентства. Сейчас на сайте ритейлера можно найти сообщение о том, что "Пятерочка" устанавливает новый рекорд низких цен.

Впрочем, ранее глава компании Лев Хасис утверждал, что поставщики используют нечестные способы защиты своей прибыльности. В пример приводились производители куриного мяса, которые работают с рентабельностью 9,7% и к тому же еще получают от государства субсидии на погашение процентной ставки по кредитам и на корма. А торговцам продажа куриной тушки приносит одни убытки, из-за чего они вынуждены "нагружать" поставщиков выплатами всевозможных бонусов в пользу сетей. При этом логика тут следующая: "за то, что платят производители продовольствия, не платят покупатели".

Видеоролик, созданный компанией X5 Retail Group,
в котором она утверждает, что ритейлеры
зарабатывают на продажах очень мало



Проблема в конкуренции. Вернее, в ее отсутствии

По мнению Максима Клягина, аналитика УК "Финам Менеджмент", публикация подобного исследования имеет целью обосновать позицию ФАС в полемике вокруг готовящегося не первый год законопроекта о торговле. Позиция ФАС опирается на вывод о том, что в условиях дефицита качественных торговых площадей в стране, дефицита качественных каналов реализации продукции, крупные розничные сети злоупотребляют своим положением в отношении поставщиков, продолжает Клягин. "В свою очередь, ритейлеры в ответ на возможное расширение круга полномочий антимонопольного ведомства или каких-либо других форм административного ограничения свободы их деятельности заявляют, что искусственные барьеры могут стать причиной снижения темпов развития современных форматов торговли, а это в конечном итоге негативно отразится на ценообразовании", - говорит собеседник RB.ru.

По мнению аналитика, основная проблема, действительно, заключается в дефиците качественных каналов сбыта, в низком уровне развития розничной торговли и, как следствие, низком уровне конкуренции в данной сфере. "К сожалению, эффективно решить данную фундаментальную проблему в краткосрочный период, особенно в текущих условиях, не представляется возможным", - резюмирует Клягин.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Продавцы на «Авито» пожаловались в ФАС на высокие комиссии
  2. 2 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы
  3. 3 «Вкусвилл» расширил региональное присутствие в России
  4. 4 «Магнит» создал собственную лабораторию искусственного интеллекта
  5. 5 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше