Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС не удалось сделать российский бензин дешевле

Архив rb.ru
Илья

Илья

В США цена за литр бензина упала до $0,5 (около 15 рублей), в России держится на уровне 21-22 рублей

ФАС не удалось сделать российский бензин дешевле

  Если американцы уже знакомятся с преимуществом низких цен на нефть - подешевевший бензин позволил поневоле пешеходам вновь стать автомобилистами,- то цена на российский бензин если и падает, то лишь на несколько копеек в неделю. Эксперты объясняют это в первую очередь монополизацией нашего топливного рынка.

Росстат сообщил сегодня, что потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за неделю с 10 по 16 ноября снизились на 1,4%. Средняя по стране цена бензина за этот период понизилась на 30 коп. с 21,62 руб. за литр до 21,32 руб. за литр. В Москве цены на бензин в среднем за неделю с 10 по 16 ноября снизились на 1,5%, в Санкт-Петербурге - на 0,4%. Средняя цена на бензин в Москве на 17 ноября 2008 г. составляла 21,82 руб./л, в том числе марок А-76, АИ-80 - 19,85 руб./л, марок АИ-92, АИ-93 - 22,56 руб./л, марок АИ-95 и выше - 24,35 руб./л, на дизельное топливо - 23,36 руб./л. Средние цены в Санкт-Петербурге составляли соответственно 21,62 руб./л, 19,3 руб./л, 22,52 руб./л, 24,55 руб./л, 22,85 руб./л.

Их пугают, а им не страшно

"Это незначительное падение цен не связано с рыночными трендами, в частности, с падением цен на нефть, как это происходит в США, - считает аналитик ИК "Финам" Айгюль Зиянгулова. - Речь идет, скорее, об определенных успехах ФАС, которая пытается давить на нефтяные компании".

Как известно, вчера ФАС приняла решение наложить штраф на ТНК-BP в размере 1,112 млрд руб. и на "Газпром нефть" - 1,357 млрд руб. за "установление монопольно высоких цен" и создание "дискриминационных условий" на оптовом рынке нефтепродуктов. При этом штраф составляет всего лишь больше 1% от выручки ТНК-BP и "Газпром нефти" за 2007 г. По закону штраф может составлять от 1 до 15% годового оборота по конкретному продукту, поэтому данный штраф минимален, отмечает в обзоре аналитик финансовой группы БКС Екатерина Кравченко. Она считает, что это мягкое решение ФАС мало повлияет на нефтяные компании, поскольку выигрыш от завышения цен, как правило, больше, чем потери.

Американцы снова садятся в авто

Между тем, в США цены на бензин продолжают падать и с июля упали уже в два раза - $0,5 за литр (около $2 за галлон) и ниже. Подобных колебаний американский рынок не помнит со времен кризиса 1980 г. На днях они достигли самого низкого уровня за последние 46 месяцев.

Управление энергетической информации США прогнозирует, что в этом году спрос на бензин снизится на 3% и тенденция продолжится и в наступающем году, несмотря на падение цен. Большинство, даже те, кто может позволить себе ездить сейчас, боятся, что цены опять подскочат.

Из-за падения цены страдают американские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ): многие вынуждены снижать объемы производства и замораживать новые проекты. Зато ритейлеры, напротив, ощутили на себе положительный эффект падения цен на топливо: к ним возвращаются покупатели. К примеру, у розничной сети Wal-Mart Stores в III квартале прибыль выросла на 10%.

В автопроизводителях проснулась надежда, что американцы снова начнут активно ездить на машинах, а, следовательно, опять начнут их покупать. Дилеры автомобилей GM говорят, что спрос на внедорожники, который был крайне низок с июля, на этой неделе ожил, пишет газета Los Angeles Times.

Бензин наливают олигополии

Странную ситуацию, при которой бензин в России стоит на 6 руб. дороже, чем в США, но падать не спешит, несмотря на рекордные падения цены на нефть, аналитики объясняют особенностями нашего рынка.

"Российский рынок нефтепродуктов характеризируется высоким уровнем концентрации, - объясняет Айгюль Зиянгулова из "Финам". - Во многих регионах существуют локальные монополии или олигополии на уровне сбыта, а производство, контролируемое несколькими компаниями, еще более способствует монополизации рынка, когда несколько игроков контролируют всю цепочку - от добычи до продаж". "Неразвитая конкуренция, недостаточная независимая переработка, а также непрозрачность товарных и денежных потоков внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний также способствуют установлению высоких цен на бензин", - соглашается аналитик ИГ "КапиталЪ" Виталий Крюков. Он также отмечает, что у нас менее эффективные НПЗ, чем в США, поэтому себестоимость производства бензина в России выше, что тоже учитывается в цене.

По мнению Айгюль Зиянгуловой, аргументы компаний, которые сводятся к тому, что они вынуждены распродавать старые запасы, купленные по прежней цене, не выдерживают критики - даже если запасы есть, они, по сути, покупались сами у себя. "Да и не может быть объем запасов настолько велик, чтобы они распродавались уже несколько месяцев", - уверена Зиянгулова. Предположения наблюдателей и ФАС о наличии сговора нефтяных компаний имеют основания, говорит аналитик "Финам", но доказать его практически невозможно. "Зато, как уже говорилось, есть факт монополизации рынка, который позволяет устанавливать высокие цены, не опасаясь конкуренции, - отмечает эксперт. - Может иметь место и факт "молчаливого сговора", когда компании ориентируются на цены друг друга".

Независимый аналитик Екатерина Стручкова напоминает и о специфике российской фискальной политики: "Российские НК отдают порядка 50% своей выручки на налоги, а те же Shell и Chevron – не больше 20-30%, - говорит эксперт. - При таких высоких налогах снижать стоимость бензина – значит работать себе в убыток. Кроме того, в России спрос на бензин неэластичный: при изменении цены спрос на него практически не меняется, т.к. дизель у нас не дешевле".

"В США в цене литра бензина около 70% составляют расходы на покупку нефти, поэтому у них цены на бензин более гибко реагируют на падение цен на нефть, - добавляет Виталий Крюков из ИГ "КапиталЪ". - В стоимости налогов, составляющих цену литра бензина в России, только НДПИ (16% от цены литра бензина) привязан к цене нефти. Как следствие, в результате падения цен на нефть более чем вдвое с июля цены на бензин должны были упасть минимум на два рубля автоматически".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  2. 2 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов
  3. 3 ФРИИ и StartupDrive запустили акселерационную программу для стартапов в области электрического транспорта
  4. 4 Стать партнером экосистемы «ОПТИ 24» от «Газпром нефти» стало проще: создан сервис для поставщиков товаров и услуг
  5. 5 Маркетплейс для владельцев АЗС и предпринимателей: чем интересна новая цифровая платформа «Вебнефть»