Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС обвинила Nokia в "устранении" конкуренции

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Производитель мобильных телефонов устанавливал "максимальный уровень цен"

ФАС обвинила Nokia в "устранении" конкуренции
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что Nokia нарушила закон о конкуренции, "координируя экономическую деятельность хозяйствующих субъектов". Финский производитель мобильных телефонов устанавливал "максимальные уровни цен" на свои товары в розницу, отмечают представители ФАС, и таким образом "устраняла" конкуренцию. К настоящему времени компания учла все претензии, и регулятор закрыл дело.

Nokia нарушила статью закона о защите конкуренции, запрещающую "координацию деятельности других хозяйствующих субъектов", сказали газете "Ведомости" в управлении ФАС по борьбе с картелями.

Претензии появились после анализа приложений к договорам, заключенными компанией с дистрибуторами в этом году. Речь идет о системе рекомендованных розничных цен, которые Nokia устанавливала в качестве допсоглашений. Регулятор считает, что "такими действиями Nokia "устраняла конкуренцию между своими контрагентами". "В рамках этого дела в качестве свидетелей привлекались ЗАО "Связной Логистика", сети "Эльдорадо" и "М.Видео", дистрибутор Nokia в России "Носимо"", - рассказали газете "Коммерсантъ" сотрудники ФАС.

В прошлом году производитель запустил в России программу Nokia Upstream, которая предполагала новую систему дистрибуции. Соглашение о ценах не было обязательным, уточняют в "Евросети", но за следование рекомендациям дилер получал бонус, хотя он был "невелик". Конкуренция от этого не страдала, уверяет руководство ритейлера.

Согласно условиям Nokia Upstream, Россия делилась на несколько округов, в каждом из которых поставщик сотрудничал только с одним дистрибутором, заключая с ним, в частности, соглашение о рекомендуемых ценах. Так Nokia пыталась регулировать цены в зависимости от региона, считают опрошенные "Ведомостями" эксперты. По их данным, в настоящий момент программа уже не действует.

В целом установление рекомендованных цен для участников рынка привычное дело, процесс этот не носит обязательный характер. В случае выполнения "рекомендаций" вендора, ритейлеру может быть выплачен бонус. По мнению одного из представителей розничных сетей, Nokia привлекла внимание ФАС тем, что прописывала в договоре понятие не "рекомендованных розничных цен", а их "максимальный уровень".

Преступление и наказание

За нарушение закона о конкуренции предусмотрен оборотный штраф - от 1 до15% от годовой выручки (выручка Nokia, по оценкам участников рынка, -  $1,3-1,5 млрд  в 2008 году). Согласно сложившейся практике, при определении размера налагаемых выплат  ФАС учитывает ряд факторов, среди которых содействие самой компании в раскрытии информации, продолжительность нарушения и проч. Если компания добровольно идет на сотрудничество, штраф берется по нижней границе.

Однако в настоящее время дело уже закрыто, сказал чиновник антимонопольного ведомства "Ведомостям", добавив, что в процессе рассмотрения дела Nokia предоставила документы, свидетельствующие, что она отказалась от таких соглашений. Ранее в договоре "Евросети" с Nokia было упоминание о рекомендуемых ценах, в новом договоре такого нет, отметил представитель сотового ритейлера. Как именно ФАС "наказала" производителя телефонов, остается неясным.

Nokia является историческим лидером на российском рынке сотовых телефонов, хотя ее доля в последние месяцы падает в условиях жесткой конкуренции с Samsung. По данным "Евросети", в третьем квартале доля рынка у Nokia составляла 38,7% (40,2% во II квартале), у корейского производителя -  35,2%. По оценке Mobile Research Group,  Samsung, чья доля рынка по итогам квартала выросла почти до 36%, уже опередил Nokia с долей в 35%. Всего в 3 кв. 2009 года в России было продано свыше 7 млн мобильных аппаратов, т.е. более чем на треть меньше, чем год назад.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Рынок маячков: обзор beacon-сервисов в России
  2. 2 ФАС сообщила о 2 млн заблокированных карточек товаров на маркетплейсах с начала 2024 года
  3. 3 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы