ФАС придумала, как снизить цены на авиакеросин

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Служба намерена привязать цены на топливо к мировым, а также заставить рынок снизить их уже сейчас

Федеральная автимонопольная служба придумала формулу, по которой можно рассчитать справедливую цену на авиатопливо. Это поможет доказать вину нефтяников и топливно-заправочных комплексов (ТЗК), против которых ФАС возбудила дела. Пока же идет следствие, ведомство склоняет подозреваемых добровольно снизить цены на топливо. За это к ним будет применен минимальный штраф. Эксперты и участники рынка насторожено воспринимают задумки службы: ФАС пытается регулировать цены, а не устранять причину их роста. 

На прошлой неделе ФАС завела сразу несколько дел против крупных нефтяных компаний "Лукойла", "Газпром нефти", "ТНК-ВР холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза", а также несколько десятков дел против ТЗК. Им предъявлены обвинения в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в РФ. Это произошло сразу после того, как Международная ассоциация руководителей авиапредприятий пожаловалась премьер-министру Владимиру Путину на резкий рост цен на топливо (с начала года они выросли на 70% и в итоге оказались выше мировых). А Владимир Путин в свою очередь призвал ФАС принять меры в этом направлении, пригрозив в противном случае принять соответствующие кадровые решения.

Как Путин пригрозил ФАС


ФАС не только оперативно отреагировала десятком дел, но и придумала формулу, по которой можно определить справедливую цену на топливо, а значит - доказать вину тех, кто неоправданно завышал стоимость керосина. После нарушители получат предписание в течение пяти лет держать цену на определенном уровне и уведомлять ФАС при повышении цен больше, чем на 5% в квартал.

Формула топливного счастья

Мировые цены минус экспортные пошлины минус логистика - такова формула вычисления максимально возможной цены на авиатопливо в России, пишут "Ведомости" со ссылкой на слова руководителя ФАС Игоря Артемьева. Правда, его заместитель Анатолий Голомолзин говорит, что это пока неокончательная формула, возможно,  в ней будут учтены и другие параметры. 



Привязка цен на топливо в России к мировым приведет к их снижению на треть. Как посчитали по этой формуле в информцентре "Кортес", при европейской цене в $1343 (31100 рублей за тонну), одна тонна авиакеросина должна стоить $1129 (26 154 рублей).

Московский НПЗ же продает топливо дороже - в среднем по 29 500 рублей за тонну, а московские ТЗК - уже по 35 164 рублей (данные июня). Впрочем, многие авиакомпании получают керосин со скидкой до 30%. К примеру, "Ютейр" в зависимости от аэропорта тратит от 29 тыс. до 36,5 тыс. рублей за тонну. 

Ждать снижения цен

Формулу ФАС придумала, однако теперь надо еще доказать факт монопольного сговора. На это потребуется немало времени: скорого снижения цен на авиатопливо на рынке не ждут. 

Поэтому ФАС, пока в суде вершится справедливость, решила попросить подозреваемых добровольно снизить стоимость керосина уже сейчас. Это станет смягчающим обстоятельством при вынесении наказания. К пришедшим с повинной будет применяться минимальный штраф в 1% от оборота (максимальный составляет - 15% от оборота). Такое письмо уже получили в "Топливном обеспечении аэропортом" (ТОАП). Правда, в ТОАП продолжают сомневаться, что ФАС удастся доказать вину, даже имея в своем активе универсальную формулу расчета справедливой стоимости авиатоплива. Сейчас на рынке керосина ценообразование - свободное.

Высокие цены или дефицит

Участники рынка относятся к инициативе ФАС привязать цены на авиатопливо в России к мировым настороженно. Это может привезти к его дефициту в России.  Кроме того, служба пытается "вручную" регулировать цены, а не устранять причину их роста. Цены на авиакеросин растут из-за неравноправного доступа к этому бизнесу, отсутствию рыночных методов его продаж, например, биржи.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase