Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС проверит цены на авиабилеты в связи с многочисленными жалобами граждан

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Эксперты RB.ru считают требования антимонопольщиков абсурдными

ФАС проверит цены на авиабилеты в связи с многочисленными жалобами граждан

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась тарифной политикой российских авиакомпаний в связи с многочисленными жалобами пассажиров. Расследование антимонопольная служба будет проводить совместно с коллегами из СНГ и Евросоюза, пишет "Российская газета". Эксперты RB.ru отмечают, что прислушиваться к клиентам авиакомпании в этом отношении не стоит, авиационная отрасль не знает, что такое сверхприбыль, а требования ФАС вообще носят антирыночный характер.


Поток жалоб в ФАС от клиентов авиакомпаний не иссякает. Основные претензии граждан связаны с необоснованно завышенной стоимостью перевозок - тарифы авиакомпаний зачастую в разы отличаются, тогда как обслуживание на борту - нет.  "Российская газета" пишет, что людей не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов, то, что авиакомпании гоняют самолеты с пустыми креслами, вместо того чтобы снижать билеты на рейсы, не пользующиеся спросом.


В связи с этим  экспертный совет ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте планирует посвятить заседание вопросам тарифной политикой и системы продаж авиабилетов. В антимонопольной службе рассчитают, что эта работа будет вестись совместно с их коллегами из стран СНГ, а в перспективе, возможно, Евросоюза.


По словам начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрия Ротенберга,  регуляторы намерены исключить возможность ценовых манипуляций. Для этого будут внимательно проанализированы программы по бронированию билетов, каждая из которых имеет свои особенности. Ротенберг рассказал газете о некой системе управления доходами (RMS), с помощью которой авиакомпании регулируют загрузку воздушных судов. Основываясь на прошлогодних данных о количестве пассажиров, программа прогнозирует распределение авиапотоков по рейсам, маршрутам и датам.
По мнению Ротенберга, авиакомпании, вооруженные такой программой, могут ежегодно увеличивать свой доход  на 4-6%. Хотя в тоже время он признает, что использование RMS отвечает потребностям рынка и содействует развитию конкуренции между авиакомпаниями. 


Издательство отмечает, что главный вопрос, который намерена выяснить ФАС, таков: влечет ли падение спроса на билеты на том или ином рейсе автоматическое снижение цен, что было бы очень логично, и кто вообще определяет работу компьютерной программы: разработчик или перевозчик.


Претензии ФАС абсурдны и носят антирыночный характер


Эксперты RB.ru считают, что контролирующим органам не стоит вмешиваться в тарифную политику авиаперевозчиков. "Мне кажется удивительным, что ФАС забывает об этом, а также о том, что российские перевозчики являются добросовестными налогоплательщиками, и общем налоговых поступлений весьма велик, - говорит глава аналитической службы компании "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Изначально, прогнозируя умеренный спрос, система выдает в продажу самые дешевые билеты. Если они раскуплены, остаются только билеты подороже. Если прогнозируется высокий спрос - в продаже изначально будут только дорогие билеты. Если дешевые билеты раскуплены, то на билеты подороже спроса нет, значит, самолет полетит полупустым, потому что дешевое предложение закончилось".

 
По мнению Пантелеева, претензии, которые предъявляет регулятор, совершенно абсурдны и носят антирыночный характер. "Действующим законодательством ни в коей мере не регламентируется процесс ценообразования, и авиакомпании вправе выбирать такой подход, который обеспечивает им высокую доходность, - продолжает эксперт. Единственное исключение, которое можно допустить - в случае, если государство субсидирует перевозку по той или иной линии, регулятор может настаивать на ценообразовании, которое будет соответствовать его требованиям. Однако надо напомнить, что субсидируемых авиалиний в России не так уж много".


Граждане голосуют рублем


Он также напомнил, что авиакомпании работают на высококонкурентном рынке, и отказ от доказавших свою эффективность методов управления доходами приведет к утрате конкурентоспособности и потере рыночных позиций. "По поводу претензий пассажиров, я бы на них вовсе не обращал внимания, потому что клиент всегда желает получить услугу лучшего качества и по меньшей цене, - говорит Пантелеев. - Большинство клиентов также готовы заявить, что если цены на автомобили снизить вдвое, то продажи возрастут. Это верно - продажи пойдут вверх. А прибыль - вниз. С учетом того, что мировая (и российская тоже) авиа индустрия хронически балансирует на грани убытков, попытки заигрывать с клиентами, предлагая им неоправданно низкие тарифы, приведут к банкротству. За примером далеко ходить не надо: можно вспомнить судьбу "Авиановы". Авиакомпания пошла ко дну, и высокая загрузка ее не спасла".


Эксперт также отметил, что стоит задаться вопросом, действительно ли претензии пассажиров имеют место. По его словам, в 2011 году объем авиаперевозок увеличился на 12,6% относительно 2010 года - граждане уверенно голосуют рублем.


Снизить цену своего билета может каждый пассажир


"Могу только догладываться, что именно собирается проверить ФАС, - комментирует представитель компании "Аэрофлот". - О каких завышенных ценах может идти речь, если авиа отрасль в России демонополизирована, а цены диктует рынок. В авиа индустрии нет такого понятия как "сверхприбыль", это крайне низко маржинальный бизнес, именно поэтому много авиакомпаний разоряется, и рынку сейчас свойственна консолидация. Также не стоит забывать, что главная составляющая билета - стоимость авиакеросина, которая постоянно растет в цене, например, в прошлом году цены на керосин очень выросли, а цены на авиабилеты - нет".


Собеседник RB.ru также предположил, что, возможно, претензии пассажиров возникают из-за гибкой шкалы тарифов - международной системы, позволяющей за месяц или за два купить билет по более выгодной цене. "Гибкая шкала тарифов существует уже несколько десятилетий, и придумали ее не в России. К сожалению, не многие россияне пользуются возможностью заблаговременной покупки, все хотят покупать билет за два дня. А ведь это придумано как раз для того, что бы стимулировать авиаперевозки", - резюмирует эксперт.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС сообщила о 2 млн заблокированных карточек товаров на маркетплейсах с начала 2024 года
  2. 2 Продавцы на «Авито» пожаловались в ФАС на высокие комиссии
  3. 3 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы