Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

ФАС выяснит, пользуется ли Путин услугами турагентства "Астра"

Архив rb.ru
Елена

Елена

Антимонопольная служба возбудила дело об использовании образа премьера РФ в рекламе турагентства

ФАС выяснит, пользуется ли Путин услугами турагентства "Астра"
Туристическая фирма "Астра" работает в Екатеринбурге. Недавно на улицах города появились плакаты с изображением раскрытого загранпаспорта человека, очень похожего на экс-президента России Владимира Путина. Управление ФАС по Свердловской области очень заинтересовалось этой рекламой и возбудило дело против "Астры". Правда эксперты считают, что фирма обойдется всего лишь штрафами и снятием рекламной кампании.

Сама реклама довольно занятная: на раскрытом на первой странице паспорте лежит авиабилет, на котором виден логотип "Астры" и написан слоган компании: "Время отдыхать". Фотографии на паспорте не видно, видны лишь глаза, также как не видно и самой фамилии: только начальные буквы: Пути... Тем не менее, при взгляде на рекламу сомнений не остается: услугами "Астры" пользуется сам премьер-министр России Владимир Путин.

Водка, зубочистки и овощные консервы

Использование образа и фамилии экс-президента РФ - явление в российской рекламе и формировании брендов не новое. Так, производитель водки "Путинка" - компания "Винэксим", утверждает, что название крепкого алкогольного напитка происходит от слова "путина" - времени нереста рыбы. Тем не менее водка именно благодаря своему названию смогла попасть в тройку лидеров по продажам вместе с "Гжелкой" и "Флагманом" уже через полгода после выхода на рынок.



Также успешен бренд овощных консервов Астраханского консервного комбината "Пуин" - на этикетке "Перца по-домашнему" между буквами "у" и "и" изображен меч на фоне двуглавого орла. Из-за этого название читается как "Путин".



Формально ни к одному из этих продуктов придраться нельзя. А вот питерской компании "Просперити" по просьбе администрации президента несколько лет назад пришлось снять с производства пластиковые зубочистки с портретом Путина и слоганом "Все одинаковые - и только он самый эффективный" и  детские зубочистки с изображением лабрадора президента с щенками и надписью: "Наша Кони - мать-героиня".

И хотя статья 5 федерального "Закона о рекламе" запрещает создавать впечатление, что рекламируемый товар или услуга одобряются органами власти, сам Владимир Путин, еще будучи президентом, в 2007 году дал согласие на использование своего образа - в рекламе газеты "Комсомольская правда".



"Человек, очень похожий на Путина"

Помимо запрета в законе о рекламе, конституция РФ также не разрешает использовать образ любого человека в рекламе без его предварительного согласия. В нарушении именно этих двух законов и подозревается турфирма "Астра", разместившая постеры с паспортом главы кабинета министров по всему Екатеринбургу.

Однако эксперты, опрошенные RB.ru, уверяют, что формально компания закона не нарушала. "Компания с полной уверенностью может утверждать, что на рекламе изображен человек, очень похожий на Владимира Путина, - говорит креативный директор рекламного агентства Reclamafia Константин Гаранин. - Ведь ни полностью фотографии, ни фамилии экс-президента на плакате нет".

"По закону прямого нарушения здесь нет", - уверен директор бюро интернет-маркетинга vovlekay.ru Владислав Титов.

Однако Гаранин вспоминает, что ФАС, стремясь запретить рекламу минеральной воды, похожей на алкогольные бренды, в свое время проводила опросы населения. Людям задавался вопрос, с каким товаром они ассоциировали ту или иную рекламу. Результат опроса получился однозначный: в рекламе воды с водочными брендами опрошенные видели водку. На основании результатов опроса, такие ассоциативные рекламные кампании были запрещены.

"ФАС и на этот раз может пойти этим путем, - говорит Гаранин. - Провести опрос и доказать, что в рекламе использовался образ экс-президента". По его мнению, аналогичной ассоциативной уловкой пользовались и рекламщики газеты "Коммерсантъ", разместившие на билбордах Москвы постеры с надписью: "Не боимся главного".



Однако Гаранин уверен, что максимум, что может сделать ФАС с "Астрой" - это заставить ее приостановить рекламную кампанию. "За незаконное использование образа в суд подать может только тот человек, чей образ собственно и был использован, - объясняет он. - А Путин навряд ли станет этим заниматься".

Ему вторит и Владислав Титов: "Максимум, что можно сделать с компанией - ее оштрафовать. Ведь формально она даже ничего не нарушила".

Правда Гаранин не исключил, что параллельно с официальным расследованием ФАС, может подключить "административный ресурс" - в "Астру" вдруг нагрянет налоговая инспекция или внеплановая проверка пожарной безопасности. "Таким образом, компании просто могут испортить жизнь", - считает он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы
  3. 3 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  4. 4 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе
  5. 5 6 рисков для владельцев телеграм-каналов