Архив rb.ru

ФАС взялась за автодилеров

Архив rb.ru

Ведомство обнаружило завышение на услуги и запчасти в официальных сервисах

ФАС взялась за автодилеров
Число жалоб на участников автомобильного рынка в последнее время достигло "критических значений", заявил заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Федоренко. Граждане жалуются на завышение стоимости гарантийного техобслуживания и оригинальных запчастей, на отсутствие возможности пройти техобслуживание во время гарантийного срока у неофициальных дилеров; неофициальные дилеры — на отказ дистрибуторов поставлять им оригинальные запчасти, говорит чиновник.
 
Сами дилеры озабочены отсутствием четких критериев работы с дистрибутором, есть и жалобы на необоснованное лишение дилерства, и на краткосрочность дилерских договоров, рассказывает Федоренко. ФАС занимается всеми проблемами, продолжает он, но продажи новых автомобилей под действие антимонопольного законодательства не подпадают: дистрибуторы и дилеры не занимают на рынке доминирующего положения, пишут "Ведомости".
 
А вот техобслуживание и оптовая продажа запчастей — рынки, расследования на которых могут перерасти в дела о нарушении антимонопольного законодательства, заявил Федоренко: дистрибуторы на этих рынках занимают доминирующее положение по отношению и к дилерам, и к потребителям, ведь запчасти от Volvo к Renault не подходят, а значит, владелец автомобиля ограничен в выборе.
 
А многие официальные дилеры занимают доминирующее положение на рынке гарантийного обслуживания автомобилей конкретной марки — в некоторых регионах доля таких дилеров близка к 100%, выяснила ФАС.
 
Получается, пока потребитель выбирает автомобиль, проблем с конкуренцией нет, но, как только он сделал выбор, рынок для него схлопывается — в период действия гарантии почти все идут к официальному дилеру.
 
Примеры защиты конкуренции в этих сферах в мире есть: с 1 июля 2010 г. в ЕС запрещено ограничивать продажу запчастей независимым автосервисам, а также использовать неоригинальные запчасти в ремонте автомобилей, рассказал Федоренко.
 
ФАС предлагает расширить круг предприятий, участвующих в гарантийном обслуживании автомобилей: разделить рынок продажи машин и рынок услуг, позволив компаниям получать отдельно дилерство по продаже и по обслуживанию автомобилей; ввести процедуру аккредитации сервисных центров; разработать и ввести техрегламенты на обслуживание автомобилей — это позволит контролировать качество обслуживания, объясняет Федоренко. Служба также предлагает ввести запрет на ограничение продаж оригинальных запчастей неофициальным сервисам, сказал он.
 
Опрос "Ведомостей" подтвердил: все крупнейшие производители требуют в течение гарантийного срока обслуживать автомобиль у официального дилера и использовать только оригинальные запчасти и комплектующие. А купить оригинальные запчасти оптом могут только официальные дилеры.
 
"А кто будет контролировать качество работы независимых сервисов, если идеи ФАС будут реализованы?" — спрашивает представитель "Тойота мотор" Татьяна Русакова. Контролю официальных сервисов и обучению персонала дистрибутор уделяет много времени, уверяет она.
 
Страховщиков инициатива ФАС заинтересовала. Полисы могли бы стать дешевле при условии ремонта автомобиля в сервисах с более низкими тарифами, объясняет заместитель гендиректора "РЕСО-гарантии" Игорь Иванов, сейчас же клиенты заключают договоры с условием восстановления автомобиля в официальных сервисах именно из-за опасения потерять гарантию на автомобиль. Большинство владельцев гарантийных автомобилей для проведения определенных работ, например замены масла, колодок, тормозных дисков, перешли бы к неофициальным сервисам, если бы не боязнь потерять гарантию, считает руководитель проекта независимых техцентров "Белый сервис" Дмитрий Роткин: эти услуги в качественных независимых сервисах вдвое дешевле, чем у официалов.
 
Официальные дилеры не заинтересованы в потере гарантийных автомобилей, подтверждает эксперт "Ведомостей": сервис сейчас приносит более 50% дохода, загрузку обеспечивают именно гарантийные автомобили.
 
По оценке ассоциации "Российские автодилеры" (РОАД), оборот российских дилеров в 2011 г. может составить $76,5 млрд. Рентабельность их бизнеса сейчас колеблется от 3 до 7%, знает Дацкив. Резкое изменение правил игры может разрушить рынок и навредить клиентам, предупреждает представитель компании: вряд ли автовладельцы будут радоваться экономии на ремонте, если он окажется некачественным, — нужно искать компромисс.
 
ФАС заинтересована в сбалансированном решении, поэтому намерена в течение месяца создать экспертный совет, который обсудит, что и как можно сделать для решения проблем отрасли, подчеркнул Федоренко, к участию в совете приглашаются все заинтересованные участники рынка.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Новый конкурент Илона Маска: что известно о производителе электромобилей Fisker Inc.
  2. 2 Альтернативное топливо: на чем будут ездить автомобили будущего
  3. 3 Как сэкономить на авто для бизнеса?
  4. 4 Когда стоит задуматься об автомобиле по подписке?
  5. 5 Как клиенты общаются с бизнесом в 2021 году? Исследование в сферах недвижимости, автобизнеса и медицины