Итальянский концерн Fiat поставил крест на отношениях с "АвтоВАЗом". Итальянцы нашли в России другого партнера, с которым на паритетных началах собираются производить автомобили для россиян.
Накануне итальянский автоконцерн опроверг появляющиеся в прессе уже более полугода слухи о том, что стратегическим партнером "АвтоВАЗа" может стать Fiat. "Я не осведомлен ни о каких проектах с российским автопроизводителем", - цитирует вице-президента Fiat по международному развитию Альфреда Альтавилла Reuters.
Это выглядит очень странно. Помимо того, что большинство экспертов считали Fiat фаворитом в переговорах с "АвтоВАЗом", руководство российского завода само неоднократно заявляло, что ведет переговоры со многими потенциальными партнерами, в том числе и с итальянским концерном.
Переговоры тольяттинского автоконцерна, подконтрольного ФГУП "Рособоронэкспорт", с французским Renault казались более призрачными, чем с Fiat. Особенно после того, как Renault объявила об удвоении существующих мощностей на московском заводе "Автофрамос" и готовности вложить в производство $250 млн. На "Автофрамосе" собирается вторая по популярности иномарка в России - Renault Logan. И французы изначально договаривались с "АвтоВАЗом" об использовании тольяттинских мощностей под сборку Logan. Но переговоры затянулись более чем на год и, казалось, уже затухли окончательно.
У Fiat было больше возможностей стать стратегический инвестором, так как "АвтоВАЗ" и итальянцев связывали старые дружеские отношения. Ведь именно Fiat сорок лет назад помог СССР создать Волжский автомобильный завод. А вазовские "Жигули" - это не что иное, как Fiat 124.
Недавно глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов говорил о намерении "АвтоВАЗа" купить у Fiat автомобильные платформы класса А и В для создания на их основе нового модельного ряда. В конце августа Александр Пронин, исполняющий на тот момент обязанности президента компании, заявил, что осенью "АвтоВАЗ" намерен выбрать стратегического партнера, которому может продать блокпакет акций. В качестве технологического партнера он называл Renault и Fiat.
Renault остается заинтересованным в партнерстве с российским автопроизводителем. Об этом сегодня официально заявил глава Renault Карлос Гон. Итога по переговорам, правда, до сих пор нет, но "мы все еще заинтересованы - у них ("АвтоВАЗа") есть доступ к мощностям, которые бы позволили нам продвинуться намного быстрее (на российском рынке)", - цитирует Гона Reuters.
В отличие от французского производителя, Fiat наотрез отказывается от сотрудничества с "АвтоВАЗом". Хотя итальянцам российский рынок с его взрывным темпом роста не менее интересен, чем французам. Fiat нашел другого российского партнера - "Северсталь-авто". Сегодня на автосалоне IAA-2007 обе компании подписали соглашение о создании на паритетных началах совместного предприятия в России. Об этом говорится в сообщении "Северсталь-авто".
Совместное предприятие
Предполагается, что будет создано новое производство в России, на котором в следующем году начнется выпуск Fiat Linea. Новое СП будет также отвечать за продажу и маркетинговую поддержку в России всех автомобилей Fiat. Кроме того, российское производство в рамках СП будет включено во всемирную производственную сеть Fiat. Итальянцы будут его поддерживать маркетингом и обеспечивать продуктовой стратегией наравне с другими заводами, которые входят в группу. Генеральный директор "Северсталь-авто" Вадим Швецов считает договоренность о создании СП логичным продолжением стратегического партнерства между "Северсталь-авто" и Fiat, которое началось в конце 2005 года.
С прошлого года "Северсталь-авто" по лицензии итальянского автопроизводителя собирает на "ЗМА" в Набережных Челнах седан Fiat Albea, в этом году - в планах запустить производство грузопассажирского автомобиля Fiat Doblo и новейшую модель Fiat Linea. Кроме того, "Северсталь-авто" является дистрибутором всего модельного ряда Fiat в России.
Абрамович поможет "АвтоВАЗу"
Сумеет ли "АвтоВАЗ", которому так нужен партнер со своими современными технологиями, договориться с Renault - вопрос открытый. Впрочем, на рынке ходят слухи, что это не последний шанс автогиганта. По информации 2В&Finam;, российским стратегическим инвестором "АвтоВАЗа" может стать "Евраз", подконтрольный Абрамовичу. Источники уверяют, что Сергей Чемезов ведет переговоры с Абрамовичем о покупке им 20% автоконцерна. Вырученные средства завод должен направить на разработку автомобильной платформы для новых моделей. Другой вариант, также рассматриваемый "АвтоВАЗом" - продать часть акций ММК. В любом случае, эти инвесторы смогут помочь заводу только с финансовой стороны. Без современных иностранных технологий эти вложения могут оказаться напрасными.