Архив rb.ru

Финляндия грозит обложить данью импорт иномарок в Россию

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Финнам не нравится, что Россия перекрывает канал поставки круглого леса

Финляндия грозит обложить данью импорт иномарок в Россию

  Ввоз автомашин в Россию через Финляндию может быть ограничен. Пойти на такую меру финны грозят в ответ на повышение Россией пошлин на вывоз круглого леса, что может стоить им бизнеса. Учитывая, что на Финляндию приходится половина российского импорта новых иномарок, угроза перекрыть этот канал звучит весомо. 

Финляндия пытается вынудить российское правительство понизить пошлины на вывоз круглого леса. С апреля 2008 г. пошлина повышена с 10 до 15 евро за кубометр, а с января 2009 г. поднимется до 50 евро - именно столько сейчас стоит кубометр "кругляка" в Финляндии.

Повышая пошлины, российское правительство пытается стимулировать на территории России глубокую переработку древесины. Задача максимум - добиться того, чтобы экспорт "кругляка" стал экономически невыгодным. Однако это сильно ударит по финским деревообрабатывающим предприятиям.

В частности, концерн Stora Enso объявил, что ждет снижения прибыли и, возможно, сокращения производства со второго полугодия. Финский леспром может потерять 8000-20 000 рабочих мест. Дальше будет хуже: с 2009 г. импорт российского круглого леса в Финляндию фактически прекратится - его станет невыгодно покупать. Полностью же отказаться от российского леса финнам будет трудно: местный лес стоит дороже европейского и российского в том числе. 

Финское правительство, так и не найдя приемлемого выхода, перешло в наступление. Министр транспорта Финляндии Ану Вехвилайнен на днях заявила, что движение грузовиков с автомобилями в Россию через Финляндию может быть ограничено. Месяц назад министр внешней торговли Пааво Вайринен заявил о возможности введения транзитной платы для российских автовозов. эти средства могли бы пойти на компенсацию финским лесопромышленникам повышения Россией пошлин на вывоз круглого леса. Не исключал этого и еврокомиссар Петер Мандельсон.

Альтернативы финнам нет

Аргумент для России более чем чувствительный. Финляндия - главный канал поставок иномарок: на нее приходится 70-80% всего автомобильного импорта в Россию,  половина импорта новых иномарок. Mazda все 100% своих автомобилей завозит в Россию через Финляндию, как и все производимые в Германии Porsche.  В 2007 г.  ввоз новых иномарок в Россию вырос на 75% до $32,8 млрд.

Россия пока отказаться от финского транзита не может. Официальным импортерам в России, продающим десятки тысяч машин в год, везти большую партию товара по суше из Европы дорого, а из Японии просто невозможно. Из-за высоких железнодорожных тарифов по России через финнов дешевле везти авто даже из Юго-Восточной Азии.

Можно было бы переключиться на Большой порт Санкт-Петербурга, где в мае 2008 г. открылся автомобильный терминал, рассчитанный на прием 80 тыс. легковых машин в год. Проект строился с целью перетянуть из Финляндии и Прибалтики часть грузопотока импортных автомобилей. Однако ощутимого изменения грузопотока не произошло. Проблемы, с которыми сталкиваются в порту игроки рынка, для России хронические: неповоротливая процедура оформления таможенных грузов, коррупция, а также низкая безопасность грузов и высокие ставки на их обработку. В итоге выходит дороже и дольше, чем у тех же финнов.

Транзитный блеф

Официальных предупреждений от Финляндии о введении транзитных пошлин не поступало, рассказал "Ведомостям" директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков: такое решение противоречит договору о свободе транзита, заключенному в 2004 г. между Россией и ЕС. Как предполагают эксперты, обойти закон можно, например, затягивая сроки таможенного оформления авто. 

Оборот финских портов по поставкам автомобилей для нужд РФ составляет около 70 млн. В 2007 г. финские логистические предприятия заработали на транзите автомашин в Россию более 365 млн евро. Учитывая это, как-то существенно перекрывать транзитный канал Финляндия едва ли будет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Китайский агрегатор такси DiDi выходит на IPO: вот все что нужно знать о компании
  2. 2 «Любой переезд замораживает капитализацию компании на два года». Интервью с управляющим партнёром Sistema VC
  3. 3 Дилерская сеть в машиностроении: по каким принципам взаимодействовать с партнерами
  4. 4 «Apple тоже начинал в гараже». Как построить бизнес в маленьком городе
  5. 5 На зарядку становись: как заработать на станциях для электромобилей