Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Гарри Каспаров и Дмитрий Медведев спели дифирамбы интернету

Архив rb.ru
Николай

Николай

Власть и оппозиция увидели в сети основной канал общения с людьми

Гарри Каспаров и Дмитрий Медведев спели дифирамбы интернету

Власть и оппозиция впервые сошлись в едином мнении. Синхронно и независимо друг от друга возможный преемник Путина Дмитрий Медведев и лидер движения "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспаров заявили о важности интернета как способа общения с гражданами. Для российского интернета, который до сих пор остается в значительной степени последней свободной территорией, такие заявления, скорее всего, не принесут ничего хорошего.

В своей статье, опубликованной в свежем номере американского еженедельника BusinessWeek, главный российский оппозиционер Гарри Каспаров назвал глобальную электронную сеть "последним прибежищем диссидентов" в России, где, по словам Каспарова, власть почти полностью контролирует все остальные виды СМИ. Каспаров заявил, что интернет является одним из немногих способов, оставшихся у оппозиции, донести до людей информацию.

Почти то же самое, только с несколько иными акцентами, в пятницу 25 мая, выступая в доме правительства, сказал Дмитрий Медведев. По его мнению, каждому государству, кроме диктатуры, важно получать от общества обратный сигнал, чтобы реагировать на него. Одним из самых перспективных каналов получения таких сигналов, заявил Медведев, должен стать интернет. "Есть интернет, возможности общаться через цифровые технологии, в дальнейшем это должно стать одним из основных направлений в сфере коммуникации людей и власти", - заметил первый вице-премьер.

И власть, и оппозиция одинаково высоко оценили интернет. Первые - как способ получения информации, вторые - как способ распространения. И те, и другие уже достаточно давно работают в сети, однако по мере приближения выборов активность наверняка будет возрастать, и подобные заявления говорят о том, что у обеих сторон большие планы.

Оппозиция, по словам Каспарова, использует сеть в качестве места для публикаций собственных материалов и имеет в сети свою верную аудиторию. Государство также имеет сетевые представительства, однако пока не успело создать популярного рупора - большинство новостных сайтов формально и фактически не контролируются государством.

Другой аспект государственной работы в сети - цензура и регулирование - также пока задействован слабо. Несмотря на то, что Каспаров и обвиняет власти в том, что она пытается поставить интернет под контроль, он сам признает, что "28 млн российских интернет-пользователей наслаждаются относительной свободой".

Действительно, сейчас при желании в сети можно получить свободный доступ ко многим запрещенным или цензурируемым в традиционных источниках материалам, однако прецедентов официального закрытия российских интернет-сайтов по решению суда пока почти не было. Тем не менее, в российском интернете периодически появляются новости о хакерских атаках на интернет-сайты, в том числе и оппозиционной направленности.

Между тем, у государства служб уже есть достаточные возможности для контроля. В частности, в 2000 г. был принят закон, обязывающие провайдеров связи иметь у себя оборудование для "снятия информации", а также оказывать госорганам, проводящим расследования всестороннюю поддержку. В будущем у государства может появиться еще больше возможностей.

Как сообщила газета "Новые известия" в начале апреля 2007 г., Национальный антитеррористический комитет готовит поправки в законодательство, которые призваны усилить персональную ответственность интернет-компаний за распространение террористических и экстремистских материалов.

Директор лаборатории медиакультуры и коммуникаций факультета журналистики МГУ Иван Засурский связал предложения антитеррористического комитета с намерением ужесточить законодательство с приближающимися выборами. "В принципе перед выборами в какой-то мере гайки все равно закрутят. Вопрос заключается в том, на сколько оборотов их закрутят. Однако чем сильнее закручивают гайки, тем в большем выигрыше оказываются иностранные компании, которые работают из-за границы".

Для российских пользователей, даже не интересующихся политикой и оппозиционными движениями, ужесточение контроля в сети может обернуться неудобствами. Например, вполне могут усложниться формальные процедуры подключения к сети, регистрации на всевозможных форумах и почтовых порталах. При наихудшем сценарии закрытыми для российских пользователей могут оказаться определенные ресурсы, цензуре подвергнутся результаты, выданные поисковыми машинами. Аналогичная практика уже активно применяется в Китае.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter