Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Газели" и "Камазы" теряют российский рынок

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

К 2010 г. иностранцы будут контролировать почти половину рынка коммерческих авто в России

"Газели" и "Камазы" теряют российский рынок
Аналитическое агентство "Автостат" опубликовало отчет о развитии рынка коммерческих автомобилей в 2007 году.  Согласно отчету, российские производители продолжают терять рыночную долю под натиском европейских  и недавно хлынувших на российский рынок китайских грузовиков. К 2010 году  почти половина грузового рынка будет отдана на откуп иностранцам.  

По итогам 2007 года в России было продано почти 400 тыс. коммерческих автомобилей (рост 19,6%). Повторить прошлогодний рекордный рост (21,3%) рынку не удалось. Объемы продаж коммерческих авто будут продолжать расти и дальше, но с 2008 года темпы роста снизятся и будут продолжать снижаться в следующие годы, прогнозирует "Автостат".

Российским производителям уже не удастся переломить ситуацию: их рыночная доля падает и будет падать под натиском грузовых иномарок, говорится в отчете "Автостата". В прошлом году российские производители грузовиков сумели отстоять только 65% рынка, иностранным - досталось более 34% рынка. Тогда как всего пять лет назад иностранцам принадлежало только 16% российского грузового рынка.





Прирост продаж у зарубежных концернов, в отличие от российских компаний, идет более внушительными темпами.  Некоторые европейские производители уже заявили о скором запуске собственных производств в России. К примеру, Volvo строит завод под Калугой. На рынок хлынуло большое количество китайских компаний, которые набирают обороты продаж. К 2010 году доля зарубежных производителей на грузовом рынке вырастет до 45% от общего объема продаж, который ожидается на уровне 450 тыс. грузовиков, прогнозирует "Автостат".  




"Газели" на плаву 
 

Наибольший объем от всего грузового рынка занимают легкие коммерческие автомобилям (LCV), к которым относят машины полной массой от 3,5 до 6 тонн. По сути, LCV - это микроавтобусы, бортовые, фургоны, а также грузопассажирские автомобили, созданные на легковой платформе, к примеру, всем известная "Газель". В 2007 году таких автомобилей было продано 224 тыс. штук (56% от всего рынка грузовиков). За счет дальнейшего роста малого бизнеса, его продвижения в регионы, парк LCV продолжит увеличиваться, прогнозирует "Автостат".

Здесь доминирующую роль продолжает играть Горьковский автомобильный завод (занимает долю 60%), который и создает "Газели". Второе место в этом сегменте занимает Ульяновский автомобильный завод, на третьем - Ижевский автомобильный завод.

Но иностранцы набирают обороты: объемы их продаж в прошлом году удвоились. В итоге доля зарубежных производителей в сегменте LCV выросла с 12,4% в 2006 году до 22,2% в 2007 году. Российские компании нарастили объемы продаж в прошлом году всего на 0,5%.

Среди зарубежных компаний лидирует корейский грузовичок Hyundai Porter, который собирается на "Таганрогском автозаводе". Второе место уверенно занимает Ford. От него немного отстает Volkswagen. Настоящим прорывом стал китайский производитель FAW, который подошел вплотную к европейцам. Организация сборки грузовиков из Поднебесной в Ульяновске может еще больше усилить позиции FAW на рынке LCV. Еще один китаец Yuejin втрое увеличил объемы производства на калининградском "Автоторе".

Негативным фактором, в первую очередь для российской группы "ГАЗ", станет изменение муниципальной политики пассажирских перевозок, стремящихся заменить "Газели" более вместительными автобусами, говорят в "Автостате".

Рынок среднетоннажных автомобилей 

Объем продаж среднетоннажных грузовых автомобилей (CV) вырос на 18,5% до 45 тысяч машин. Это самый маленький по объему  сегмент рынка. За прошлый год он подрос не так сильно, его доля снижается. В "Автостате" объясняют это развитием малого бизнеса, владельцы которого пересаживается на LCV.  Ведущую роль здесь по-прежнему играют российские производители: ГАЗ, АМО "ЗИЛ", а также "Камаз", который удачно вывел на рынок модель 4308. Однако россияне и тут продолжают уступать рыночную долю иностранцам, в первую очередь азиатским компаниям. Если в 2001 году российским концернам принадлежало 84% рынка, то в 2007 году - уже на 13% меньше. В этом сегменте рынка особо активны китайские производители, отмечают в "Автостате". Они берут количеством вышедших на рынок участников. Китайцам  принадлежит уже четверть рынка среднетоннажных грузовиков. В прошлом году среди иностранцев усилила свои позиции корейский Hyundai.

"Камазы" грязи не боятся 

Рынок тяжелых грузовиков, который является основным полем деятельности Камаза, растет наиболее высокими темпами. Прирост в этом секторе составил 32,5%, а общая емкость рынка увеличилась до 130 тыс. единиц. Высокий рост темпов продаж в первую очередь связан с активным жилищным строительством, строительством дорог и освоением нефтяных и газовых месторождений, а также развитием международных и междугородних автомобильных перевозок, отмечают в агентстве.

Разрыв между продажами российских и иностранных грузовиков в этом сегменте рынка особо заметен. Если в 2001 году российским производителям основным является Камаз, принадлежало 60% рынка тяжелых грузовиков, то в 2003 - уже 47%, а в 2007 году - только 43%.  Основные причины, по которым покупаются российские грузовики - это, прежде всего, их относительно низкая цена и развитость сервисной сети, отмечают в "Автостате".  Однако на рынке появляются специальные "бюджетные" версии комплектации грузовых иномарок, вкладываться инвестиции в сервисные станции. В результате иностранцы празднуют двукратное увеличение своих продаж. 

Взрывным стал выход на рынок китайских производителей: Howo, Foton, DongFeng и Shaanxi завоевали уже треть рынка новых тяжелых грузовиков. Грузовики из Поднебесной наравне с подержанными грузовыми иномарками являются главными конкурентами Камаза.

Пока Камаз все же остается самым крупным игроком (он занимает 30% рынка тяжелых грузовиков). В прошлом году он продал 39 тыс. грузовиков (рост 21,6%). Второе место занимает автозавод "Урал", который принадлежит группе "ГАЗ".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  2. 2 Беспилотные автомобили: кто разрабатывает их в России и что мешает развитию рынка