Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Газеты и журналы с нового года подорожали почти в два раза

Архив rb.ru
Илья

Илья

Снижение поступлений от рекламы вынуждает издателей поднимать цены и сокращать объемы изданий

Газеты и журналы с нового года подорожали почти в два раза
Среди подорожавших в январе товаров оказалась и периодика - за три первых недели нового года в России  зафиксирован рост цен на печатную продукцию. Цены на газеты и журналы выросли в диапазоне от 5% до 140%, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). Пока растут цены, количество страниц в газетах и журналах сокращается.  

АРПП объясняет подорожание журналов и газет в рознице в первую очередь падением рекламных доходов у издателей. "До кризиса издательские дома в значительной степени покрывали свои затраты за счет рекламы", - говорится в ее сообщении. В прошлом году доходность ведущих изданий в среднем на 70% складывалась из рекламы, а на 30% с продаж. Именно большие доходы с рекламы позволяли издателям делать отпускные цены на издания ниже их себестоимости. Но в условиях кризиса, роста инфляции и резкого падения рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах, отмечают в АРПП.

Опрошенные RB.ru представители издательского бизнеса затруднились ответить на вопрос, насколько упала доля продаж от рекламы по сравнению с доходами от розницы в их издательских домах. Падение продаж рекламы, между тем, фиксируют все. В частности, директор департамента продаж и маркетинга ИД "Московский Комсомолец" Софья Хотчинская сказала корреспонденту RB.ru, что ожидает по итогам месяца падения продаж рекламы издательского дома в объеме 20-25% по сравнению с январем прошлого года. В среднем падение доходов от рекламы составило от 15% до 30% по разным cегментам, говорят игроки рынка.

Чем возместить?

Падение рекламных доходов не компенсируется автоматически ростом доходов от продаж в рознице и подпиской, единодушны опрошенные эксперты. Тем более что параллельно растут издержки: в последнее время из-за девальвации рубля значительно выросли цены на бумагу и услуги типографий, которые выставляют цены в евро, жалуются издатели. Кроме того, распространители печатных изданий пропорционально увеличили свои наценки, которые покрывают их издержки. В сетях московских супермаркетов средняя наценка составляет 80-120%, по данным АРПП.

Падение рекламных доходов особенно остро коснулось тех изданий, которые привлекают много рекламы от компаний из банковской и автомобильной отраслей, а также из сектора недвижимости, говорят игроки рынка. Как правило, это деловые и глянцевые издания.

Екатерина Сон, издатель газеты The Moscow Times и журнала SmartMoney, подтвердила RB.ru, что доходы от рекламодателей в этих сегментах значительно упали. По ее словам, бизнес-изданиям, ориентированным на них, приходится искать новых рекламодателей из других секторов или вплотную заняться развитием дополнительных бизнесов, в которых нет столь большой зависимости от рекламных доходов.

"Каждый издатель справляется с этими проблемами по-разному, - рассказала Екатерина Сон, - даже потеряв часть рекламодателей, издания могут найти и использовать новые возможности. Мы пытаемся предложить рекламодателям новые креативные идеи: выпуск приложений, тематических секций, реализация специальных проектов". Кроме того, издатель Moscow Times и SmartMoney развивает направления, напрямую не относящиеся к изданию газеты или журнала (так называемый brand extension). "Например, мы активно развиваем конференционный бизнес, который в меньшей степени зависит от рекламных бюджетов", - говорит Екатерина Сон. Этот бизнес, по ее словам, пока не демонстрирует значительного падения, поэтому на него возлагаются надежды: возможно, он сможет частично компенсировать падение доходов от рекламы.

Подорожание в рознице пока не коснулось вверенных Екатерине Сон изданий, поскольку удалось сдержать рост стоимость издержек: "Мы сумели договориться с подрядчиками о сохранении прежних условий на время первого квартала этого года", - объясняет издатель.

Снижение доходов от рекламы уже заставило целый ряд глянцевых журналов сократить количество полос. К примеру, читатели мужского журнала Esquire заметили, что последний номер журнала заметно "похудел". В два раза тоньше итогового номера за прошлый год оказался и вышедший в декабре русский Forbes. Урезание полосности изданий - естественная реакция на сокращение объемов рекламы, говорит Екатерина Сон. К тому же, выпуская меньше страниц в журнале или газете, можно существенно сэкономить на затратах. Сокращать количество страниц в основных изданиях она пока не планирует, но в приложениях к The Moscow Times (всего их выходит около 20 в год) сокращение полос вполне вероятно, говорит она.

Год будет непростым

Начало 2009 года обещает сектору бумажной периодики непростое время. В первую очередь стали страдать эксперты узкопрофильных  изданий. К примеру, холдинг "Проф-Медиа" продал издательский дом B2B Media, издающий журналы "Финансовый директор" и "Индустрия рекламы". Не исключено, что эти и ряд других проектов ИД будут закрыты. Кроме того, недавно на неопределенный срок был приостановлен выпуск знаменитого журнала "Огонек". Издание ждет реорганизация и возможная продажа, пишут СМИ.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  2. 2 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе
  3. 3 6 рисков для владельцев телеграм-каналов
  4. 4 Открыта регистрация на Digital Brand Day 2024
  5. 5 Как выбрать рекламное агентство среди сотни самых «креативных» и «эффективных»