Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Где лучше обучать сотрудников - в России или за границей?

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова

Разные компании имеют разный опыт

Где лучше обучать сотрудников - в России или за границей?
Мы не говорим о долгосрочных программах MBA, речь идет, скорее, о тренингах и коротких курсах изучения продукции компании. Иностранцы отправляют новичков в Европу, россияне остаются в России. Мнения разные, а как насчет результатов?

Бесспорно одно: нового сотрудника в любом случае придется обучать. Будь он обладателем десяти дипломов лучших университетов, изучить хотя бы продукцию и технику работы новой для него компании – обязательная часть программы. А ведь существуют еще тренинги, повышающие квалификацию… Как решают вопрос разные компании, работающие в России? Мы опросили и западные фирмы, имеющие российские представительства, и российские компании.

«МИЭЛЬ»

Раньше новые сотрудники агентства недвижимости «МИЭЛЬ» обучались с помощью лекций. Со временем выяснилось, что программу нужно улучшить, поскольку не всем сотрудникам было удобно ездить на занятия, да и подача знаний в лекционной форме все же отнимала много времени. Так появилась идея дистанционного обучения, которое позволит сотрудникам изучать теоретический материал в нужном темпе, в свободное время и без ущерба для основной деятельности.

- Мы учли, что у агентов разный уровень, и какие-то блоки знаний можно пропускать, делая акцент на неизвестных данных, - говорит Роман Мурадян, управляющий директор "МИЭЛЬ-Франчайзинг". - Можно искать информацию по ключевым словам, навигация в системе дистанционного обучения простая и понятная. По мере прохождения курса сотрудники сдают виртуальный тест. Однако мы не намерены отказываться и от очного изучения материала, потому что многие кейсы могут быть изучены наилучшим образом только при контакте с преподавателем. Это касается мастер-классов по телефонным переговорам, презентации услуги риэлтора, работе с возражениями и т.д. Но пройти практический курс можно только после успешной сдачи теоретического, заочно изученного материала. Дело в том, что практические вопросы должны ложиться на подготовленную почву, то есть на теорию. Тогда эффективность изучения будет максимальной.
 
Компания «Фонтан»

Продающая  фонтанное оборудование и оборудование для обогрева и создания уюта компания «Фонтан» использует разные техники обучения: сотрудники и в Европу ездили, чтобы на практике изучить продаваемую продукцию, и в России семинары посещают. Но, как говорит начальник оптового отдела продаж Игорь Сергеев, изучив западные системы стимулирования продаж и продвижения на рынке и в конечном итоге испытав их на практике, можно сделать лишь один лишь вывод: это не те категории, которыми привыкли мыслить наши соотечественники при совершении сделки. Главное, что нужно делать – это привлекать учителей-практиков и учиться работать в  российских реалиях.
 
По словам специалиста, неважно, что вы продаете, важно, как вы это умеете и как попросите своего клиента купить именно то,  что хотите продать.
 
- Проработав на рынке B2B-продаж, я понял, что для достижения результатов нужно использовать несколько иную стратегию. Нам всем хочется зарабатывать больше (собственно говоря, как и тратить), и почему бы не прийти к согласию.  Я всегда ставлю себя на место моего клиента, пытаюсь выявить его мотивы, и чем он руководствуется при выборе. Да-да, это также возможно на рынке В2В всех направлений. Задача стоит не из легких: увеличить продажи. Но за счет чего? На ум приходят презентации, обучения, маркетинговые забеги по рынку и прочее.
 
Игорь Сергеев уверен, что лучше начинать работать с клиентом на условиях доверия.
 
- Используя тактику “доверительного маркетинга”, того самого маркетинга и продаж, который в свое время разработал Сет Годин, мы добились улучшения финансовых показателей на 20% по сравнению с 2010 годом. Наши преимущества в таком подходе к клиенту заключаются в том, что мы учимся сами и учим доверять нам. Как? Проводим семинары по несколько иной схеме, чем, скажем, те же самые американцы и европейцы. Мы втягиваем в игру не теоретиков, а именно практиков. Почему? Да ответ очевиден: мы доверяем только тем, кто этим пользуется постоянно, кто это действительно эксплуатирует. Именно таких специалистов мы привлекли на последний семинар «Строительство прудов, водоемов и фонтанов на территории Краснодарского края с применением оборудования OASE GmBH (Германия)». Откуда взять таких специалистов, спросите вы. Ответ лежит в ваших базах - это те дилеры, те самые практики, с которыми вы работаете и понимаете, что у людей золотые руки и ясный ум. Старайтесь их привлечь, как весомый аргумент в пользу доверия к вам. А чтобы завоевать доверие дилера, идущего на такой шаг ради нашего успеха, нужно перестать работать с теми компаниями, которые не нуждаются в нас так остро и менее лояльны к нашей политике. Мы просто бережно передаем их в руки более сильного нашего клиента, с условием честной конкуренции.
 
 «Далее»

С тем, что обучение за границей не всегда продуктивно, согласен и Михаил Белошапка из интернет-агентства «Далее»:

- Буду откровенен: мы считаем, что отправлять сотрудников учиться за границу - это рискованные инвестиции, с малой вероятностью приносящие положительный результат. На то есть две причины. Во-первых, с точки зрения программирования отечественные специалисты никогда не уступали зарубежным. Соответственно, отправлять учиться на запад разработчиков бессмысленно. Во-вторых, зарубежные методики в области менеджмента зачастую неприменимы в российских реалиях, зато отличаются фантастической стоимостью. Мы стараемся нанимать сотрудников, уже получивших образование за рубежом или проходивших стажировки в западных компаниях. Так, один из наших ведущих программистов учился в аспирантуре в одном из ведущих вузов США.

Unilever
 
Как рассказал RB.ru Алексей Баканов, менеджер по развитию персонала и организационной эффективности группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси, командировки с целью обмена лучшими практиками с командами других стран практикуются в компании очень активно.
 
- Формат недельных рабочих групп (workshops) позволяет сотрудникам обменяться мнениями, примерами из своего опыта, познакомиться с новой продукцией и инновациями. Помимо проведения таких встреч, по необходимости, сотрудники посещают центры развития (Unilever Academies), в которых проходят тренинги по общим и профессиональным навыкам. Такие центры существуют в разных странах.

Deloshop

- Краткосрочные стажировки за границей могут быть полезны сотрудникам иностранных компаний, работающих в России, - говорит Сабина Каспарова, PR-директор департамента развития франчайзинга компании Deloshop.

По ее словам, такая выездная практика поможет быстрее освоить стандарты работы компании, понять внутренние процессы, проникнуться атмосферой, сравнить работу компании в своей стране с деятельностью головного офиса, лично познакомиться с людьми, для которых готовятся отчеты, понять, для чего эти отчеты на самом деле нужны.

- Когда я работала в испанской ювелирной компании, раз в год мы ездили в Испанию «сверять часы» по стратегии продвижения бренда в России, по текущим результатам и планам. Испанцы проводили нам экскурсии по своим производствам, знакомили с дизайнерами, возили по магазинам, чтобы мне, как PR-специалисту, например, было проще общаться с журналистами и объяснять какие-то детали. Такое «обучение» действительно помогало в повседневной работе.

Что касается каких-то более общих тематических тренингов, то, по мнению Каспаровой, учиться надо в той стране, где самая высокая конкуренция в отрасли – именно там умеют бороться за клиента. Например, в России низкая конкуренция в банковской сфере (что очевидно по качеству предоставляемых услуг), в США ситуация противоположная, поэтому если речь зайдет, например, о продажах банковских услуг, стоит присмотреться к американским программам.

- Не менее эффективная тренингам и стажировкам альтернатива– хорошие бизнес-книги. Одно издание может рассказать, как на практике работают компании в самых разных уголках мира, что конкретно они делают для достижения результата. На толковую книгу Вы потратите 500 рублей и 3-4 часа времени, на хороший тренинг - десятки тысяч рублей и десятки часов времени.

Momondo Russia

- Деятельность туристического сервиса Momondo строится на стыке прогрессивных интернет технологий и эмоциональной составляющей, поэтому мы стараемся поддерживать креативный климат внутри своей команды, - объясняет Ирина Рябовол, специалист по связям с общественностью. - Для этой цели раз в полгода сотрудники отдела маркетинга российского офиса Momondo отправляются в головной офис компании в Копенгагене на несколько дней. Цель этих недолгих бизнес путешествий – перенять опыт датских коллег, определить вехи развития вместе с куратором своего направления и обязательно получить заряд позитивных эмоций. Обычно мы составляем некий план посещения головного офиса для каждого, но четкую программу обучения не прописываем - получается такой формат обучения на рабочем месте, интернациональный мозговой штурм, в котором предусмотрен пул времени для свободного общения. Ведь основная задача – раскрыть людей, «спровоцировать» их на креатив. После нескольких дней, проведенных в Копенгагене, люди возвращаются со свежим взглядом на свою работу, как минимум с несколькими идеями и энтузиазмом их воплощать.

AT Consulting

Руководитель отдела обучения компании AT Consulting Татьяна Субботкина отметила, что сейчас компания работает на динамично развивающемся рынке информационных технологий, где быстрое освоение новых знаний является неотъемлемой частью успеха бизнеса.

 

- Именно поэтому мы делаем ставку на внутреннее обучение. В компании существует более полусотни тренингов, которые ведут наши эксперты. Такая тренерская составляющая в работе опытных специалистов является частью нашей HR-стратегии. Это позволяет сотрудникам получать знания и навыки от практиков, ежедневно работающих на проекте. Сами тренеры во время подготовки программ также могут структурировать свой опыт. Основная задача внутреннего обучения, на мой взгляд, – точечно заполнить те пробелы, которые есть у сотрудников, особенно недавно закончивших ВУЗ.

 

По словам Субботкиной, для развития компании и сохранения лидирующих позиций на рынке нельзя ограничиваться только внутренними процессами. Поэтому AT Consulting старается использовать и внешнее обучение.

 

- Наши сотрудники обучаются как на технических тренингах по системам и продуктам, так и на тренингах по коммуникативным навыкам, навыкам личной эффективности и т.д. Кроме этого, многие наши менеджеры обучаются на MBA программах за счет компании. Если российские учебные программы не позволяют овладеть необходимыми знаниями, то возможен вариант образования за рубежом. Такие случаи у нас в практике были.

 

Резюмируя, Субботкина говорит, что вопрос дополнительного обучения не сводится к тому,  где его лучше получать - в России или за рубежом. Самое главное - понять, что вам сейчас нужно. Нередко выходит так, что западное обучение, оторванное от российской действительности, может не решить всех задач. Кроме того, велика вероятность столкнуться с проблемой «раскрученности» бренда и не получить желаемых результатов. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гайд по запуску корпоративного обучения
  2. 2 Минцифры предложило обязать мигрантов сдавать биометрию для покупки сим-карт
  3. 3 В Минцифры допустили отмену платы за частоты 5G
  4. 4 Малый и средний бизнес ожидает ключевую ставку на уровне 14% к лету 2024 года
  5. 5 Чистая прибыль «СПБ Биржи» в 2023 году упала в 2,8 раза