Герхард Шредер: Необходимо создать Соединенные Штаты Европы

Расскажите друзьям
Мария
Мария

Отказ от суверенитета поможет некоторым европейским странам противостоять кризису

Бывший канцлер Германии Герхард Шредер призвал европейскую общественность к созданию "Соединенных Штатов Европы", возглавляемых единым правительством. По его мнению, эта мера позволит эффективно противостоять новым экономическим кризисам. Эксперты RB.ru считают, что Европе нужна дальнейшая интеграция, иначе зоне ЕС грозит распад.

В интервью журналу Der Spiegel экс-канцлер Германии заявил о необходимости кардинальных перемен в экономике и социальной политике стран Евросоюза.  Политик считает, что для более эффективной конкуренции с США и странами Азии следует создать новую форму государственного устройства Европы. Он предлагает превратить Еврокомиссию в правительство, подконтрольное Европарламенту. По его словам, это фактически означает создание Соединенных Штатов Европы. Шредер считает, что эта мера позволит  эффективно противостоять грядущим экономическим кризисам.

"Нынешний кризис безжалостно продемонстрировал, что мы не можем иметь общую зону евро без общей фискальной, экономической и социальной политики. Нам придется поступиться национальным суверенитетом", - говорит Шредер.

Евробонды в помощь

Также Шредер поддержал предложения нынешнего канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози о необходимости создания налогового союза в зоне хождения евро. Это в свою очередь приведет к отказу от суверенитета стран-членов ЕС в области бюджетной политики.

Также политик назвал данную меру "верным движением вперед", а "жестким предварительным условием финансирования союза" - евробонды. Согласно его убеждению, "в Европе создастся огромный рынок евробондов, который невозможно будет расколоть спекуляциями".

Камень преткновения в Великобритании

Также политик считает, что в условиях кризиса появляется хорошая возможность для достижения политического союза в Европе. Только при условии полной интеграции у ЕС будет шанс конкурировать с США и азиатскими странами. "Здесь, в интеграции, самую большую проблему представляет Великобритания. Она не состоит в зоне евро, но, тем не менее, всегда хочет участвовать в создании архитектуры экономического пространства. А это не работает", - подытожил Шредер.

Действительно ли получится противостоять кризисам

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, рад, что идеи Ленина получают новое развитие. "Противостоять кризисам получится, если будет общий контроль над бюджетными расходами плюс единая социальная политика" - комментирует эксперт.

Вряд ли такое объединение сможет эффективно противостоять кризису, - считает Александр Бабайкин из NETTRADER.ru. "История показывает, что подобные образования очень часто терпят еще больший крах из-за существенного дисбаланса в экономическом развитии отдельных субъектов, - комментирует аналитик. - Здесь же роль играют и способы ведения национального хозяйства, которые существенно различаются в целом по Европе. И долговые проблемы в южных странах европейского содружества, а так же проблемы с безработицей. Проблема назрела и в европейской банковской системе, которая вот-вот может рухнуть из-за обилия близких к дефолту государственных облигаций периферийных стран в портфелях банков".



Без социальных катаклизмов не обойдется

Также эксперт предположил, что в большинство стран вряд ли будет готово поступиться своей национальной свободой. "Без социальных катаклизмов здесь не обойдется, - прогнозирует Бабайкин. - Благо аппарат подавления в странах Европы за последние десятилетия был развит на высоком уровне, а потому, есть вероятность, что господам, заседающим в Брюсселе, придется послушать хруст костей и вой сирен, прежде чем что-либо удастся изменить".

Страны-паразиты в ЕС

Эксперт ИХ "Финам" Владислав Исаев согласен с тем, что предлагает экс-канцлер ФРГ, и считает сложившуюся ситуацию в зоне ЕС ненормальной. Он отметил, что, несмотря на то, что при создании ЕС и Еврозоны закладывались очень жесткие параметры соответствия стран требованиям бюджетной дисциплины, на практике оказалось, что применить санкции за их нарушения не так-то просто.

Фактически многие страны сразу не могут этим требованиям отвечать, но исключение их из ЕС и Еврозоны технически является достаточно сложной процедурой, а последствия такого исключения могут быть катастрофичными для организации в целом, говорит эксперт. Это позволяет некоторым странам злоупотреблять ситуацией, наращивая собственные обязательства в расчете, что другие страны окажут им финансовую помощь в ущерб общей надежности евро и своим финансовым показателям. "Эту практику необходимо пресечь, пока она не стала всеобщей,- говорит Исаев. - Для этого есть два пути - либо распад Еврозоны, а вслед за ней и ЕС, либо дальнейшая, более тесная интеграция, и как первый необходимый этап - единый орган управления, как минимум, бюджетный".

Конкуренция с США возможна, с Азией - вряд ли

Аналитик отмечает, что создание Соединенных Штатов Европы могло бы повысить устойчивость европейских финансов, в частности, улучшить состав портфелей европейских банков, что долгосрочно могло бы способствовать более эффективному развитию европейской экономки. "Это дало бы и некоторые преимущества в конкуренции с США, в частности, в сфере финансовых услуг, - отмечает эксперт. - Кроме того, единое бюджетное планирование могло бы позволить более эффективно вкладывать в развитие высоких технологий, и на этом рынке также потеснить американцев. Однако говорить о значимых преимуществах в конкурентной борьбе со странами Азии такая модель вряд ли позволит, если только этот квази-Евросоюз не начнет проводить еще более жесткую покровительственную политику, чем есть сейчас". Исаев пояснил, что азиатские товары выигрывают борьбу за рынок в основном за счет очень низкой стоимости рабочей силы, чего Европе не удастся достичь без существенного снижения уровня жизни и социальных гарантий.

Кому выгодны европейские штаты

"О более тесной евроинтеграции пока активно говорят только в Германии и Франции, странах, которые благодаря развитию своих экономик рассчитывают занять лидирующие позиции в этом новом Евросоюзе и получить основные выгоды от него, - говорит аналитик.  - Они же в наибольшей мере несут издержки от той ситуации, которая сейчас сложилась, то есть, вынуждены финансировать экономическую помощь периферийным  странам Еврозоны и повышенный наплыв трудовых мигрантов".

Для тех самых периферийных стран передача своих полномочий в общий центр не будет сопровождаться позитивными моментами - их заставят жестко экономить, и в первую очередь за счет собственных граждан, что чревато скорым поражением на выборах. Кроме того, ряд стран Восточной Европы попали в Евросоюз только потому, что являются "вассалами" США и проводниками их политики. Вряд ли США одобрит поддержку ими усиления централизации в Евросоюзе, предполагает эксперт.

А нам все равно

"Для России большая интеграция Европы имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, сузится пространство для маневра, сложнее станет договариваться с европейцами, имеющими консолидированную позицию, в частности, в вопросах цен на российские углеводороды, - продолжает Исаев. С другой - общеэкономический рост в Европе будет способствовать росту спроса на российский экспорт. Ну и вообще, наличие в мире еще одного центра силы, способного проводить независимую от США политику, достижение евро статуса реальной альтернативы доллару - все это позитивно для мировой экономики и международной политики".


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase