Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Герман Греф о причинах кризиса и надеждах на выход из него

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Чиновники неоднократно заявляли, что пик кризиса пройден и экономика восстанавливается, что самые худшие сценарии не оправдались, однако ситуацию в стране пока стабильной назвать нельзя.

Герман Греф о причинах кризиса и надеждах на выход из него
Глава Сбербанка Герман Греф в большом интервью газете "Ведомости" был достаточно осторожен в оценках, но при этом не пытался внушать ложный оптимизм. Что важного сказал Греф о российской экономике, системе власти и многом другом?

"У нас такого за всю историю не случалось" - так озаглавили "Ведомости" интервью с Грефом, посвященное вопросам оттока денег среднего класса, неотложным реформам и сокращениям в Сбербанке.

О состоянии экономики и путях выхода из кризиса

"2015-2016 годы будут не самыми простыми для экономики в целом и для банковского сектора в частности. […] Мы впадаем в долгосрочный негативный тренд. […] И пока я не вижу источников роста, которые позволили бы из этого тренда выйти. Если не считать надежды, что опять вырастут цены на нефть и все будет как прежде. Но даже если вырастут цены на нефть, проблемы не решатся. […] Есть только один выход из ситуации - развернуть серьезные реформы всех отношений в экономике".

О системе государственной власти

"Прежде чем начинать реформировать нечто, нужно сначала создать эффективную систему управления. С существующей сегодня опасно начинать серьезные, широкомасштабные реформы. […] У нас сложнейшие системы управления во многом остались архаичными. Госаппарат - не самый гибкий механизм. И это ключевая проблема для всех или почти всех стран".

"Она (система - ред.) не рухнет. Когда мне было 30, я тоже оперировал словами "рухнет", "тупик". Система не рухнет, она будет медленно деградировать".

"Это типичная ситуация - когда машина не нацелена на результат, она генерирует процесс. Клиентами этой машины являются не граждане, а руководство, которое, в свою очередь, не получая результата, дает новые поручения в еще более жесткой форме. Машина от страха начинает генерировать еще больше документов, пытаясь угадать волю принципала и отрываясь от содержания. И так будет продолжаться, пока мы не поставим в центр этой системы интересы гражданина и бизнеса и не начнем для всей системы ставить задачи с очевидной конечной целью".

О Сбербанке и санкциях

"Мы готовимся жить в таких условиях (условиях санкций - ред.) долго и не исходим из того, что завтра ситуация изменится в лучшую сторону. Если она изменится - слава богу. А если нет? Поэтому так или иначе мы готовим себя к тому, что мы и в этом году все наши погашения сделаем, не сможем привлекать рефинансирование на внешнем рынке и в следующем году".

О Сбербанке в условиях кризиса

"Мы стремимся урезать все расходы настолько быстро, насколько это возможно. Мы серьезно работали весь прошлый год и продолжаем работать в нынешнем над тем, чтобы слова о неизменности достижения целей стратегии не остались просто словами. Мощнейшими негативными факторами для нас стали санкции, события на Украине и макроэкономическая ситуация в России. Мы ищем новые бизнес-модели, рыночные ниши и резервы по существенному сокращению издержек и изменению системы управления".

Об оттоке вкладов

В декабре Сбербанк пережил беспрецедентную панику вкладчиков, ее вызвала массированная информационная атака - людям рассылались эсэмэски, на форумах писали, что у Сбербанка проблемы с выдачей депозитов. В четверг, 18 декабря 2014 года, вкладчики забрали из Сбербанка 300 млрд рублей. Греф прокомментировал это так: "Отток был беспрецедентный, у нас такого за всю историю не случалось".

О сокращении персонала и оптимизации работы

"Чем меньше слоев управления, тем лучше. По мере нашей готовности происходит централизация различных функций. Один из примеров: бэк-офис в 2008 году насчитывал 59 000 человек, сейчас - 17 000, а к 2018 году будет 6000. В системе Сбербанка было 33 000 бухгалтеров, осталось 1600, а будет 600".

"Мы больше внимания уделяем и тому, насколько удовлетворены наши сотрудники в банке. Неудовлетворенный сотрудник не может оказать качественную услугу нашему клиенту. Например, сокращаем переработки. Закрытие операционного дня, которое еще недавно длилось полтора часа, то есть люди после закрытия офиса не могут сразу уйти домой, сейчас отнимает 30 минут, а вскоре будет отнимать не более 15 минут. Мы делаем качественный скачок и с точки зрения технологий, и с точки зрения процессов".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Консервативный или агрессивный
  2. 2 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  3. 3 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  4. 4 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать
  5. 5 Битва нейросетей: Midjourney, DALL-E, Kandinsky и «Шедеврум»