Главные научные прорывы года по версии журнала Science

Расскажите друзьям
Александр

Пока вы просиживали штаны на своем рабочем месте, в мире произоло следующее:

Редакция  весьма авторитетного журнала Science, ежегодно подготавливает лучшую десятку выдающихся научных достижений года.

Итак, что вошло в нее в 2008 году

10 место. Дешевая дешифровка геномов
%cut%
Благодаря развитию вычислительных технологий и наработке материала процесс дешифровки (секвенирования) генов живых организмов стал значительно дешевле и быстрее с момента завершения проекта расшифровки генома человека. В этом году ученым, в частности, удалось расшифровать геном мамонта, получены предварительные результаты дешифровки гена неандертальца.

9 место. Практику подтвердили теорией.

Физики вновь взвесили протон. На сей раз  они не буквально определили массу частицы, что было сделано достаточно давно, а теоретически подсчитали на основе существующих представлений - так называемой Стандартной модели. Полученные результаты совпали с практикой, еще раз подтвердив правильность теории.

8 место. “Плохой” и “хороший” жир

Уже свыше 400 лет ученные знают о существовании двух типов жировой ткани - коричневой (”хорошей”) и белой (”плохой”). Коричневый жир, например составляет энергетический резерв младенцев.  С ожирением связаны белые жировые клетки. Долгое время считалось, что оба типа жира образуются из одних и тех же клеток-предшественников. Ученые попытались воздействовать на гены коричневых клеток и превратить их в белые.

Результат оказался неожиданным - коричневые жировые клетки превращались в мышечные и наоборот. Ученые рассчитывают, что это поможет создать принципиально новые методы борьбы с ожирением.

7 место. Видеосъемка эмбриона

В этом году ученым удалось в мельчайших подробностях и с беспрецедентной точностью пронаблюдать за начальными стадиями развития эмбриона. Немецкие ученые с помощью лазерного сканирования смогли проследить за движением около 16 тысяч клеток зародыша рыбки данио рерио, а затем воспроизвести эту картину с помощью компьютера.

В результате ученым удалось проследить начальные стадии формирования различных тканей, в частности сетчатки.

6 место. Вода как топливо

Группа американских ученых создала новый катализатор на базе фосфора и кобальта, в присутствии которого значительно облегчался электролиз воды. Прежние типы катализаторов делались на базе дорогих материалов, например из платины.

Дешевая альтернатива позволяет использовать воду как электрический аккумулятор - полученный при электролизе воды водород может быть сожжен в двигателях или окислен в топливных элементах и превращен в электричество.

5 место. Белки как они есть

Хотя о существовании белковых молекул известно более ста лет, биохимикам удалось только в этом году увидеть их в действии. В ходе эксперимента ученым удалось пронаблюдать за процессом связывания белков с другими молекулами, что связано с состоянием клеток и процессом обмена веществ. В результате были выявлены механизмы, лежащие в основе этого процесса.

4 место.Новая сверхпроводящая семья

Физики открыли новое семейство высокотемпературных сверхпроводников - материалов, при определенной температуре теряющих электрическое сопротивление и способных в этом состоянии проводить электроток без потерь.

Ранее известные высокотемпературные сверхпроводники создавались на базе меди и соединений кислорода. В начале года ученые объявила о создании нового типа сверхпроводников на базе соединений железа с температурой потери сопротивления 55 градусов выше абсолютного нуля. Пока это далеко от 138 градусов - рекорда, поставленного традиционными сверхпроводниками, но ученые рассчитывают, что новые материалы будут весьма перспективными.

3 место. Генетикараковых мутаций

В уходящем году ученым удалось значительно расширить перечень генетических мутаций, вызывающих появление раковых опухолей. С помощью расшифровки генома клеток различных типов рака были выявлены гены, повреждение которых “спускает тормоза” процесса деления клеток, вызывая рост опухоли.

В частности были выявлены гены глиобластомы и рака поджелудочной железы - одни из самых опасных типов опухолей.

2. место. Чужие планеты

В этом году сразу две независимые группы ученных смогли полуить изображения планет иных звездных систем.

Одна группа астрономов объявила, что с помощью орбитального телескопа “Хаббл” им удалось получить изображение планеты внутри пылевого пояса звезды Фомальгаут в 25 световых годах от Земли, в созвездии Южной Рыбы.

А другая группа с помощью телескопов Кек и Джемини смогла получить изображения целой планетной системы - сразу трех планет у звезды HR 8799 в созвездии Пегаса, расположенной в 130 световых годах от Земли.

1 место, названное прорывом года. Стволовые клетки из обычных.

Стволовые клетки эмбриона, способны превращаться в клетки многих тканей организма, что позволяет использовать из для лечения многих болезней: из стволовых клеток можно выращивать органы, идеально подходящие для трансплантации, их можно использовать для восстановления нервной ткани спинного мозга и вылечивать параличи, бороться с рядом дегенеративных и наследственных болезней.

Но получить их можно было только из человеческих эмбрионов, что вызывало общественных протест. Ватикан в начале декабря потребовал запретить применение клеток эмбриона человека в медицине и косметике.

Важный прорыв был сделан в 2006 году, когда японским ученым удалось с помощью вируса встроить четыре гена в зрелые клетки, полученные из хвоста мыши, превратив их в клетки, которые выглядели и вели себя как стволовые. Они получили название “индуцированные стволовые клетки”.

Недостатком метода оказалось то, что для их перепрограммирования был необходим генетический материал ретровируса, способного вызывать раковые изменения в клетках.

В этом году ученым удалось упростить метод и получить стволовые клетки из тканей людей, больных малоизученными заболеваниями, что открывает новые возможности для изучения этих болезней. Еще одна группа ученых с помощью этой технологии смогла напрямую превратить один из типов клеток поджелудочной железы мыши в другой.

Источник