Главный приз Канн достался автору "Пианистки" за фильм "Белая повязка"

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Фон Триер уехал из Канн со скандалом, а Тарантино – всего с одним призом

  "Золотую пальмовую ветвь" 62-го Каннского кинофестиваля получила картина "Белая повязка", снятая одним из крупнейших современных кинохудожников - австрийским режиссером Михаэлем Ханеке. Запомнится прошедший фестиваль еще и тем, что на нем впервые за всю его историю был выдан своего рода "антиприз": он достался "исследователю гнусности человеческой природы" Ларсу фон Триеру. Удивила и неудача Квентина Тарантино, чей фильм "Бесславные ублюдки" был прохладно принят и публикой, и жюри.

"Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма, - сказал победитель Канн-2009 Михаэль Ханеке на пресс-конференции. - Корни этих зол находятся в одном - возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества".

Ханеке участвовал в фестивале уже в шестой раз, но победителем стал впервые, если не считать гран-при (считается второй по статусу наградой) в Каннах-2001 за фильм "Пианистка" (в котором сыграла председатель жюри нынешнего состава Изабель Юппер). Действие его черно-белого фильма разворачивается накануне Первой мировой войны в немецкой деревне, где одно за другим происходят страшные происшествия. "С одной стороны, эта картина отвечает генеральной линии фестиваля: она бескомпромиссна, жестока и безнадежна, - пишет кинокритик Андрей Плахов в "Коммерсанте". - С другой - в ней нет триеровской истерики и нет усталости, которую продемонстрировали другие классики". По словам критика, это черно-белое, сухое и наполовину рассказанное закадровым голосом кино потрясает глубиной, загадочностью и удивительной игрой исполнителей.
 
 

Гран-при, вторую по статусу награду фестиваля, жюри присудило картине "Пророк" французского режиссера Жака Одьяра. Это история неграмотного девятнадцатилетнего араба, который попадает во французскую тюрьму и шаг за шагом поднимается по ступеням тюремной иерархии. "Когда речь заходит о жестком криминальном кино, Жаку Одьяру мало равных в Европе, - пишут критики журнала Screen International. - "Пророк" - это одновременно жесткий, тщательно проработанный социальный реализм и захватывающее развлекающее кино". (См. фрагменты фильма.)

Интересно, что призы за лучшую мужскую и женскую роль стали единственными наградами, заработанными на фестивале двумя знаменитыми режиссерами - Ларсом фон Триером и Квентином Тарантино. Фильм последнего "Бесславные ублюдки" был отмечен лишь призом, доставшимся австрийцу Кристофу Вальтцу, исполнившему роль полковника СС.



А исполнительницей лучшей женской роли признана французская актриса Шарлотта Гензбур, сыгравшая главную роль в картине Ларса фон Триера "Антихрист".

Фильм датчанина стал самой скандальной картиной фестиваля, вызвавшей бурную негативную реакцию как на премьерном, так и открытом показе. В итоге работа Ларса фон Триера получила своего рода антиприз от Экуменического жюри фестиваля с формулировкой "За самый женоненавистнический фильм, снятый известным режиссером": "Мы не можем молчать после увиденного", - заявил Раду Михаилину, французский режиссер, возглавлявший Экуменическое жюри в нынешнем году.

"Тот факт, что многие критики выставили Триеру "черные шары", не умаляет величия этого человека и его саркастического опыта по исследованию гнусности человеческой природы, - замечает кинокритик Андрей Плахов. - Триер остается одним из немногих свободных радикалов в сегодняшнем кино, не предлагающим ленивой публике утешительных решений под видом надежды и катарсиса. Другие вчерашние bad boys мировой киноиндустрии стали куда более лояльны и политкорректны".

"Скандалы - это прекрасно, - заявил сам фон Триер. - Я уважаю все формы реакции на мой фильм. Все эмоции, вызванные фильмом, хороши. Пока меня не бьют".



86-летний французский режиссер Ален Рене (известный по фильмам "Хиросима, моя любовь", "В прошлом году в Мариенбаде" и др.) получил награду "За вклад в киноискусство". В этот раз в Каннах мэтр представлял свою новую работу "Сорняки".

Симпатии жюри разделили между собой две картины: "Аквариум" англичанки Андреи Арнолд и "Жажда" корейского режиссера Парка Чан-Вука. Приз за лучший сценарий достался фильму "Весенняя лихорадка" китайского режиссера Лу Е, который неоднозначно был принят критикой. Конкурс короткометражных фильмов выиграла картина португальского режиссера Жоао Салавизы "Арена". Приз "Золотая камера" за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину "Самсон и Далила". Приз за лучшую постановку получил филиппинец Брийанте Мендоса за фильму "Кинатай".

Не менее острой была конкуренция и в параллельной программе фестиваля, названной "Особый взгляд". Там соревновались такие известные режиссеры, как француз Ален Кавалье, таец Пенек Ратанаруанг, иранец Бахман Жобади, японец Хироказу Корееда и россиянин Павел Лунгин. Как известно, в фильме последнего "Царь" свою последнюю роль сыграл Олег Янковский.

Победу в "Особом взгляде" многие прочили фильму "Полиция, прилагательное" румынского режиссера Корнелиу Порумбою, но она получила только второй приз и приз жюри международной критики - ФИПРЕССИ. Главную награду неожиданно для многих получил греческий режиссер Йоргос Лантимос за фильм "Клыки" (Kynodostas) - драму о семье, где родители держат слабоумных детей взаперти, вне контакта с миром. Кинокритик Андрей Плахов предположил, что выбор объясняется фигурой председателя жюри "Особого взгляда" - итальянского режиссера Паоло Соррентино, который любит всяческих фриков.

Экуменическое (религиозное) жюри основной приз присудило гуманистической драме Кена Лоуча "В поисках Эрика".

Полный список победителей смотрите в дополнительном материале.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase