Архив rb.ru

Google покупает главного конкурента "Яндекса" на рекламном рынке

Архив rb.ru
Николай

Николай

Google приобрел компанию "Бегун", контролирующую 20% рынка контекстной рекламы в Рунете

Google покупает главного конкурента "Яндекса" на рекламном рынке
Присоединиться
Экспансия Google в России продолжается - неожиданно для рынка американский интернет-гигант объявил о покупке за $140 млн компании "Бегун". Эта фирма, контролирующая около 20% российского рынка контекстной интернет-рекламы, приносила своему основному владельцу - Rambler - до трети прибыли.

В то же время это поглощение представляет серьезную угрозу "Яндексу". Компания является лидером рынка контекстной рекламы с долей рынка около 65%. Причем для нее это крайне важный сегмент - в совокупной выручке "Яндекса" доходы от этого вида интернет-рекламы составляют 80%. Если же потенциал Google поможет "Бегуну" усилить позиции на рынке, то отстаивать свое первенство "Яндексу" будет гораздо сложнее.

Выиграет от сделки и "Рамблер" - он получит технологии Google, которые позволят повысить релевантность отображения рекламы в его поисковике.

Проще купить

Сообщение о покупке стало для рынка неожиданностью. Однако о контактах "Бегуна" и Google кое-что все же было известно. Как говорят участники рынка, ходили слухи, что "Бегун", имеющий налаженную дилерскую сеть работы с рекламодателями, может стать представителем службы контекстной рекламы Google AdSense. Однако видимо Google решил, что проще будет просто купить "Бегун", а заодно и получить всех его клиентов.

О сделке официально сообщили Google и компания "Рамблер Медиа", которой принадлежит 50% плюс одна акция "Бегуна". Как сообщил "Рамблер", он не только продаст Google свой пакет акций, но также выкупит и передаст Google оставшиеся бумаги "Бегуна", сейчас принадлежащие "Финаму". Таким образом за $140 млн Google получит 100% "Бегуна". Из этой суммы $69,9 млн получит "Финам", а чистая прибыль "Рамблера" после вычета транзакционных издержек составит приблизительно $50 млн.

Много Google заплатил или мало? В 2007 г. рынок контекстной рекламы в российском интернете, по оценкам "Бегуна", вырос на 90% до объема в $210 млн. Рост будет продолжаться. Сейчас у "Бегуна" примерно 20% рынка - оборот компании в 2007-м составил $42 млн и темпы роста "Бегуна" пока примерно равны росту рынка. "Яндекс" же, судя по всему, несколько лет опережает средние показатели отрасли.

Оценив весь "Бегун" примерно в 3,3 выручки, Google заплатил хорошую цену, заявил RB.ru глава российской Ассоциации интернет-бизнеса Алексей Беляев. По его словам, "в военное время компании покупают и за десятикратную выручку".  В то же время Беляев полагает, что, приобретая "Бегун", "Google покупает не достижения этой конкретной компании, а налаженный бизнес и понимание рынка, знание того, какие продукты нужны рекламодателям и как зарабатывать на этих потребностях деньги".

Google против "Яндекса"

У Google в Рунете действует своя собственная служба контекстной рекламы, однако за время работы в России ей не удалось добиться значимых результатов - сейчас при самой оптимистичной оценке у Google AdSense не более 10% российского рынка. Таким образом, купив "Бегун", Google может значительно усилить свое присутствие. Однако здесь все зависит от того, в какой форме "Бегун" будет интегрирован в Google.

Представитель Google Алла Забровская заявила RB.ru следующее: "По завершению сделки мы будем работать с "Бегуном", чтобы определить, как сделать нашу интеграцию наиболее эффективной. Основываясь на том, что "Бегун" - это устоявшийся бизнес, наш подход должен быть максимально продуманным, поэтому начала интеграционных процессов можно ожидать не раньше, чем через несколько месяцев".

Что касается объединения рекламных площадок "Бегуна" и Google, Забровская сообщила, что "пока все клиенты продолжают использовать свои аккаунты как и раньше". "Мы будем искать способы расширения комплекса наших услуг для веб-издателей, рекламодателей и пользователей", - подытоживает Забровская.

Тем не менее в любом случае можно предположить, что "Бегуну" удастся значительно выиграть, ведь теперь его коммерческие наработки и опыт будут подкреплены технологической и финансовой мощью Google. В частности, как полагает Алексей Беляев, может улучшить качество работы "Бегуна" база данных американского поисковика по интернет-сайтам Рунета.

Rambler и Google

Продавая "Бегун", компания "Рамблер Медиа" лишается трети своих доходов - именно такую долю консолидированной выручки "Рамблера" дал "Бегун" в первом квартале 2008 г. Однако же "Рамблер" продать согласился, а значит, видит в сделке свою выгоду. Во-первых, компания получит значительные деньги на развитие и сможет улучшить, по крайней мере, в этом году свои финансовые показатели.

Однако, видимо, есть у "Рамблера" и другие преимущества. В своем официальном пресс-релизе компания описывает их так: "После завершения сделки "Бегун" и Google будут совместно работать над контекстной рекламой в поиске "Рамблера". Благодаря партнерству, компании смогут предложить пользователям наиболее релевантные результаты поиска, а рекламодателям - значительно увеличившуюся аудиторию и наиболее эффективные инструменты работы с потенциальными потребителями..."

Как удалось выяснить RB.ru, данное партнерство не означает, что отныне "Рaмблер" будет искать по технологиям Google, что, по сути, могло бы означать уход "Рамблера" с рынка поиска. Затронет сотрудничество только контекстную рекламу. "Это не слияние. Это соглашение, по условиям которого "Рамблер" будет использовать технологию поиска и размещения рекламы, предоставленную Google... "Рамблер" остается в поисковом и рекламном бизнесе, что придает компании дополнительный стимул для дальнейшего развития и инноваций", - разъясняет подробности Забровская.

Таким образом эффективность своей контекстной рекламы "Рамблер" будет повышать за счет Google. Для "Рамблер" это действительно важный пункт, потому что на собственную рекламу приходится до половины выручки поисковика. В то же время, сохранение "Бегуна" на "Рамблере" важно и Google - ведь размещение именно на этом поисковике приносит "Бегуну" львиную долю трафика. Таким образом сделка выгодна всем... кроме "Яндекса".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Лухари» или «кэнселинг»: как купить рекламу у блогера и при этом сохранить имидж компании
  2. 2 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность
  3. 3 Ты студент и хочешь устроиться в «Яндекс», Mail.ru Group, Microsoft или Rambler Group. Как это сделать?
  4. 4 История развития рунета: таймлайн
  5. 5 6 корпораций, которые смогли сохранить атмосферу стартапа