Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Groupon подозревают в надувании экономических пузырей и инвесторов

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

IPO может быть отложено до конца сентября из-за претензий ФКЦБ США

Groupon подозревают в надувании экономических пузырей и инвесторов
По информации CNBC первое публичное размещение акций сервиса по продаже скидочных купонов Groupon может быть отложено до конца сентября из-за нестандартных финансовых показателей. Комиссия по ценным бумагам США подозревает компанию в обмане потенциальных инвесторов относительно своих доходов.

Groupon подал заявку на IPO в начале июня, желая разместить акции на сумму $ 750 млн. Обычно решение о допуске к IPO принимается федеральной Комиссией по ценным бумагам США (SEC) в течение трех месяцев. Однако, как стало известно у комиссии возник ряд вопросов к сервису скидок из-за "нестандартных финансовых операций, ежедневно используемых компанией", а именно к бухгалтерским отчетам по части валовой прибыли. Например, компания использует валовую прибыль в качестве показателя своего дохода, указывает в структуре дохода суммы, не учитывающие отчисления партнерам. В результате SEC попросила Groupon внести в отчеты данные о показателях чистой прибыли без учета расходов на рекламу, покупку компаний и поощрение сотрудников.По информации CNBC Groupon уже внес необходимые изменения в регистрационные документы и продолжает сотрудничество с SEC для того, чтобы снять все возникающие вопросы.

Как конвертировать убытки в прибыль

Осенью ожидается размещение акций нескольких интернет-компаний, общую сумму которую они собираются привлечь на биржах оценивают в миллиарды долларов.  Groupon одна из таких компаний. Он-лайн сервис намерен разместить акции на  $750 млн несмотря на гигантские убытки, которые несет компания с прошлого года - в 2010 году чистый убыток до возмещения налога на прибыль составил $420 млн, в I квартале 2011 г. -$117 млн. В тоже время Groupon продала 30 млн купонов в прошлом году и 28 млн в первые три месяца 2011 года. Откуда тогда убытки?

Накануне выхода на IPO Groupon опубликовал финансовую отчетность, согласно которой компания растет небывалыми темпами - на десятки тысяч процентов в год ( на данный момент имеет 83 млн подписчиков электронной почты), но тем не менее, остается убыточной. А все из-за того, что на привлечение каждого нового клиента он-лайн сервис платит $1,4, а зарабатывает с него всего лишь $1.

Как пишут "Ведомости", расходы Groupon на онлайн-рекламу в 2010 году составили почти $242 млн, компенсации сотрудникам - $36 млн, на покупку других компаний- $203 млн. Таким образом без их учета убыток за прошлый год в $420 млн превращается в "скорректированную прибыль" на $61 млн.

Эксперты отмечают, что сейчас SEC сейчас более настороженно воспринимает нетрадиционные финансовые показатели. Ее представитель Джон Несте отказался комментировать ситуацию с Groupon.

Дело репутации

Подача заявки на прведение IPO в июне вызвала массу негативных откликов в прессе и блогах. Многие были возмущены тем, что, будучи убыточным, Groupon рассчитывает на оценку в $20 млрд. Журнал  Fortune тут же припомнил прошлые проекты председателя Совета директоров Groupon Эрика Лефковского, на которых богател он и его друзья, а после чего компании банкротились. Отвечая на критику, Лефковский "вселил уверенность" в общественность и потенциальных инвесторов обещанием, что компания когда-нибудь станет "дико прибыльной".

Как пишет Fortune послужной список бизнесмена Лефковского со всеми неудачами и успехами, имеет ряд характерных черт. Доходы каждого его предприятия росли очень быстро, но в итоге все заканчивалось большими потерями. Журнал также указывает на странную склонность Лефковского продавать акции на раннем этапе.

Первым предприятием бизнесмена стал бренд спортивной одежды Brandon, которую он купил на пару со школьным другом. "Все кончилось огромным провалом" - написал потом в своем блоге Лефковский. У компании - как и у Groupon - начался быстрый рост, доход увеличился с $ 2 млн до $ 20 млн. Но этого было не достаточно, чтобы гасить обязательства, в итоге все рухнуло под тяжестью долга. Далее последовало банкротство и множество судебных исков со стороны кредиторов и инвесторов.

Похожим образом закончилось и несколько последующих предприятий Лефковского.

Отечественные продавцы купонов работают на перспективу

В одном из своих интервью основатель российского Groupon Елена Масолова упоминала, что в какой-то момент клиенты из России обходились компании в $3-4. Ранее RB.ru уже опрашивал российских конкурентов Groupon и выяснил, что клиенты обходятся им достаточно дорого.

Сергей Белоусов, основатель BigBuzzy, говорит, что его компания в России единственная, кто возвращает деньги за неиспользованные купоны. Компания теряет на этом значительную часть выручки, и уже потеряла полгода работы. Оказалось, что технологию возврата денег не так-то просто воплотить. Цена вопроса - лояльность клиентов.

Давида Шостак - совладелец vigoda.ru ничуть не удивился, когда узнал сколько стоит привлечение клиента для Groupon. Рекламные расходы Vigoda.ru ничуть не меньше. Компания платит по $2,5 за привлечение одного клиента. Правда, это в том случае, если клиент - женщина до 35-ти лет, обитающая в офисе. Это главный покупатель купонов на сайтах со скидками. Когда вернутся эти деньги, Шостак предсказать не берется, но он уверен, что все делает правильно: интерес к скидочным сервисам растет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter