Архив rb.ru

Химки и власть: уроки борьбы за лес

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Как показала история, при должном упорстве и отсутствии страха возможно практически все

Химки и власть: уроки борьбы за лес
Присоединиться
Бюджетников города N посреди недели сорвали с работы и отправили в дом культуры. Кто не придет - лишится премий. Там им рассказали, почему дорога должна идти через единственный в городе лес. Рассказывали, разумеется, авторы проекта и будущие подрядчики - при поддержке молчаливых молодых людей с наглядной агитацией в руках. Для колеблющихся химчан вопрос ставился ребром - любо люди, либо лес. Иначе не видать премии.

Заклеймив противников единственно правильного проекта, организаторы собрали у бюджетников подписи, хотя чего там - можно было этого и не делать. Перед собранием "наверх" уже доложили, что жители города "за". Некоторые, понимая это, разбрелись по насущным делам еще до окончания мероприятия. А у некоторых  в душе поселились сомнения - вариантов-то трассы, оказывается, несколько. Если точно - пять. И от их голоса (власти его ведь спрашивают) зависит, как она пойдет.

Весь этот балаган назывался общественные слушания жителей подмосковного города Химок. Чем бы эта история ни закончилась, есть в ней несколько примечательных моментов.

Во-первых, губернатор Громов и мэр Химок Стрельников, дай бог им здоровья, еще раз наглядно показали, что они думают о людях. Причем не только о тех, кто против вырубки леса и априори "враги" (хотя как власти могут считать своих граждан врагами?), но и о тех, кто "за". У них есть свои аргументы, далекие от коммерческих интересов подмосковных властей, которым нужно во что бы то ни стало заткнуть брешь в бюджете от похищенных министром финансов области Алексеем Кузнецовым $1 млрд. И эти аргументы стоило бы послушать, а не устраивать показательно-агитационное собрание бюджетников, когда все остальные на работе и вообще о нем не знают.

Ни леса, ни дороги

Хотя и сторонники дороги через лес, мне кажется, забывают главное - трасса будет платной. Т.е. автобусов и маршруток для бюджетников там не будет. А тем из них, кто имеет авто, ездить по новой дороге будет накладно. Т.е. ни леса, ни дороги. Зато бюджетников проще всего заставить сдать подписи - это уже проходили на выборах, когда за единороссов голосовало 104% населения. Все это, конечно, не новость. Интересно другое - люди узнали, что властям, оказывается, нужно знать их мнение. Властям от этого тоже не по себе - такой вариант с многообещающими суммами, а тут какие-то люди, у которых нужно что-то спрашивать.

У меня во всей этой истории больше вопросов, чем ответов. Интересно было бы узнать, чьи конкретно коммерческие интересы сражаются в этом проекте. Недавно в деле всплыла фигура Георгия  Коряшкина, 10 лет работавшего рука об руку с сыном Аркадия Ротенберга, давнего приятеля Владимира Путина. Отдельная история с землей под строительство трассы - все проекты предполагают разные маршруты, и знающие люди давно выкупили там недвижимость. На территории Молжаниново (за этот вариант недавно высказался мэр Москвы Юрий Лужков), например, землями владеет компания "Интеко". Так что, какой бы вариант ни выбирался, всегда можно сказать, что его сторонники лоббируют чьи-то коммерческие интересы. Экологи, кстати, в отличие от властей, никакой конкретный проект не отстаивают - они лишь выступают против прохождения трассы через лес. Так что этот выстрел их оппонентов в молоко.

Политика vs гражданская позиция

Интересно, что  в этом деле со стороны властей с самого начала не было никакой политики - думаю, это очевидно. Но когда свой голос подали жители Химок во главе с Евгенией Чириковой, дело невольно получило политический окрас. Гражданский протест, будь он неладен, воспринимается почему-то только через призму политики. В чем разница? Мне кажется, тут все просто - когда люди высказывают свое мнение, проявляют инициативу, болея за какое-то дело, это и есть гражданская позиция. Когда мнение высказывается, чтобы получить или укрепить власть, заработать очки, это уже политика. И "Единая Россия" лишь подтверждает это: сначала партия сообщает, что встала на защиту леса (все апплодируют), а затем ее молодежное крыло собирает подписи за его вырубку. Вы крестик, что ли, снимите.

Так вот. Главный для меня урок в химкинском деле такой. Еще три года назад, когда Евгения Чирикова только начинала выступать против вырубки леса, трудно было предположить, что к ней прислушается "Единая Россия", а президент даст указание премьеру остановить строительство дороги и провести общественные слушания. Что могло быть безнадежнее, чем борьба за Химкинский лес? И кого он вообще интересовал? Однако, как показала история, при должном упорстве, отсутствии страха и вере в себя и свое дело возможно практически все.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter