Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Ходорковский рассказал, куда делась нефть и прибыль

Архив rb.ru

Экс-глава ЮКОСа ответил на обвинения по второму уголовному делу

Ходорковский рассказал, куда делась нефть и прибыль
Экс-глава  ЮКОСа Михаил Ходорковский на слушаниях в Хамовническом суде Москвы ответил на предъявленные по второму уголовному делу обвинения в краже нефти "дочек" ЮКОСа. Сам факт пропажи нефти выдуман недобросовестными следователями от начала и до конца, заявил Ходорковский: ущерба никто не обнаружил, а Россия в Европейском суде по правам человека признала, что нефть принадлежала ЮКОСу и была продана, а не украдена.

Второе дело появилось, пока Ходорковский и Лебедев отбывали восемь лет по первому. Сейчас они обвиняются в хищении всей нефти (350 млн т) дочерних компаний ЮКОСа на сумму 892 млрд руб., а также в легализации 487 млрд руб. и $7,5 млрд, полученных от продажи того, что они, по версии следствия, украли. Прокуроры утверждают, что эти злоупотребления имели место в период с 1998 по 2003 г.

Нефть никто не крал

На этой неделе показания в Хамовническом суде начал давать Михаил Ходорковский - обвинение  неожиданно прервало допрос своих свидетелей (из 250 заявленных допрошено 50). Экс-глава ЮКОСа предложил прекратить уголовное дело, так как сам факт пропажи нефти ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Томскнефтегаз" и ОАО "Юганскнефтегаз" в 1998 -2003 гг. выдуман недобросовестными следователями от начала и до конца, без какого-либо сообщения кем-либо о факте кражи и подтверждений в ходе проверки.

В материалах дела сообщения нет, в материалах проверки тоже нет, подчеркнул сегодня он. Ходорковский также заявил, что ежегодная инвентаризация в "дочках" ЮКОСа в этот период ни разу не выявила пропажу нефти в масштабах, сопоставимых с предъявляемыми ему обвинениями, и в объемах, превышающих ее добычу. Никто такой ущерб не обнаружил и в отчетах потерпевших не отразил, отметил экс-глава ЮКОСа, указав, что возбуждать дело на основании предположения нельзя, так как закон не позволяет следователю самому придумывать факт или событие преступления.

На что ушла прибыль

Ходорковский также ответил и на обвинения его в том, что он незаконно изъял $9,6 млрд из $15,8 млрд прибыли, полученной ЮКОСом в 1999-2003 гг. "Для любого нормального человека понятно, что это взаимоисключающие обвинения. Если присвоена нефть, то выручка от ее продажи никак не может оказаться у потерпевшего. И уж тем более у потерпевшего и его единственного акционера - ЮКОСа - не может появиться прибыль от продажи похищенного мной", - заявил бывший совладелец нефтяной компании (цитата по "Ведомостям").

Ходорковский говорит, что, если вести речь о пропаже части прибыли, сначала надо признать, что продукция не просто продана потерпевшими, а продана ими с прибылью. Он детализировал, куда пошли деньги. Из $15,8 млрд прибыли $2 млрд ЮКОС направил на крупные приобретения ("Роспан", "Арктикгаз" и т.д.), $6,69 млрд - на покупку "Сибнефти", $2,6 млрд были направлены на дивиденды, $506 млн - на консолидацию. Еще $4,5 млрд пошли на капиталовложения, в том числе и на увеличение добычи нефти с 40 млн до 80 млн т в год.



Полученные ЮКОСом в 1999-2003 гг. $15,8 млрд, по словам Ходорковского, были израсходованы полностью к концу 2003 г. в связи с приобретением "Сибнефти", а эта прибыль включает все "дочки" ЮКОСа, в том числе "Самаранефтегаз", "Томскнефтегаз" и "Юганскнефтегаз". Эти активы приобретены ЮКОСом за счет выручки от продажи нефти, которую обвинение называет похищенной мной и легализованной, подчеркнул Ходорковский.

Таким образом, он считает очевидными следующие факты: нефть сдана добывающими предприятиями в "Транснефть" и никуда не пропадала; ЮКОС оплатил договоры продажи нефти с добывающими предприятиями по цене, компенсирующей их расходы на производство; ЮКОС из полученной выручки оплатил свои расходы, налоги и сформировал прибыль ($15,8 млрд); полученная прибыль поступила в распоряжение совета директоров и акционеров ЮКОСа, а те к 1 января 2004 г. полностью истратили прибыль на выплату дивидендов, капвложения и приобретение новых активов.

Протоколов нет

Европейский суд по правам человека сейчас рассматривает жалобу акционеров ЮКОСа на необоснованные налоговые претензии со стороны российских властей. Адвокаты Ходорковского указывают, что официальная позиция России в Страсбурге прямо противоречит обвинениям, предъявленным Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в Москве.  В заявлении России, представленном 4 марта 2010 года, прямо говорится, что ЮКОС был собственником нефти и нефтепродуктов.

Ходорковский считает второй процесс по делу ЮКОСа политически и коррупционно мотивированным, вызванным опасениями оппонентов его выхода на свободу. Адвокаты Ходорковского и Лебедева ходатайствовали о прекращении дела, об отводе прокуроров по делу в связи с их личной заинтересованностью в исходе процесса, а судье предложили взять самоотвод. Судья Виктор Данилкин ходатайства отклонил, взять самоотвод отказался. Защите отвели на представление доказательств четыре дня.

Адвокат Карина Москаленко указывает, что сторона обвинения оставила за собой право представить оставшиеся  свидетельства в дополнениях к судебному следствию. Другая процессуальная проблема - защите не дают и не показывают протоколы судебных заседаний за много месяцев процесса, рассказала Карина Москаленко у себя в интернет-дневнике. Документ важен тем, что судья выносит решения на основании свидетельств, задокументированных  в нем, а не прозвучавших в зале суда.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter