Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Храните ваши тайны

Архив rb.ru

Одна российская торговая компания четыре раза не могла подписать договор с западным поставщиком продуктов.

Храните ваши тайны

Одна российская торговая компания четыре раза не могла подписать договор с западным поставщиком продуктов. Каждый раз незадолго до подписания конкуренты начинали демпинговать. В результате согласованные условия договора становились рискованными и контракт срывался. После четвертой неудачи руководство фирмы заподозрило неладное и обратилось в охранное агентство с просьбой разобраться в происходящем. Далее события развивались, как в детективном романе. Специалисты сыскного дела из агентства Lions с помощью детектора лжи вычислили пособника конкурентов, который, занимая в компании довольно высокий пост, служил каналом утечки информации. Он сообщал "противнику" о дате подписания договора, конкуренты устраивали демпинг и таким образом срывали контракт. Шпиона вычислили, но не уволили с треском, а оставили на прежнем посту. И он еще целый год поставлял своим хозяевам дезинформацию, тем самым компенсируя нанесенный компании урон.

"Отношение наших предпринимателей к информационной безопасности часто несерьезное, - говорит президент охранно-сыскной ассоциации Lions Сергей Степнов. Сейчас ситуация улучшилась. Обжегшись много раз, люди начинают задумываться. Но в иностранных фирмах все равно это дело поставлено лучше". По его сведениям, крупные, устоявшиеся иностранные фирмы тратят в год на безопасность около 15% от оборота, а начинающие, только завоевывающие место на рынке - даже до 25%. У нас лишь крупные компании и банки ведут себя так же. Но дело даже не в том, какие суммы готова израсходовать компания на обеспечение безопасности своих коммерческих секретов. Многие российские фирмы демонстрируют удивительную беспечность и даже не тратят усилий на то, чтобы проинструктировать сотрудников или выстроить систему ограничения доступа к важной информации.

"В моем личном опыте был такой случай, - рассказывает специалист по безопасности, не пожелавший, чтобы его имя было упомянуто. - Когда я пришел на переговоры в одну довольно крупную компанию, то решил проверить, насколько они осторожны. И заметил, что свободно могу слушать довольно важные разговоры сотрудников. Также я, будучи посетителем, смог просмотреть документы на столе секретаря, которые могли бы весьма заинтересовать маркетологов фирмы-конкурента". Персонал фирмы обратил внимание на любопытного господина лишь тогда, когда он сказал, что пришел на переговоры.

"К сожалению, - говорит менеджер по управлению компьютерными рисками консультационной компании Arthur Andersen Владимир Воронин, - в ряде российских организаций меры по обеспечению безопасности носят характер сезонных кампаний, в то время как обеспечение информационной безопасности должно быть построено на регулярной основе и являться неотъемлемой частью системы обработки информации". Сейчас в России наиболее продвинуты в области защиты коммерческой тайны те компании, которые работают в сегментах бизнеса с нешуточной конкуренцией.

"В последнее время в российском бизнесе информационная безопасность выходит на первое место по сравнению с безопасностью физической, - говорит руководитель службы производственного контроля ОАО "Московская сотовая связь" Дмитрий Жаров. - В нашем бизнесе жесткая конкуренция, поэтому разработки в области рекламной и тарифной политики нужно до поры держать в тайне". Иногда фирмы идут на дно и даже не знают, где у них была течь и кто сделал роковую пробоину.

Павел Кейнис, директор по персоналу охранного объединения "Баярд", рассказал о том, как одна российская торговая компания погибла из-за хищения и повреждения важной коммерческой информации. Один из сотрудников компании уволился и основал в той же сфере бизнеса собственную фирму. Потом он уговорил одного из сотрудников перейти к нему на работу, похитив у прежней компании клиентские базы данных. После этого они смогли убедить еще одного сотрудника разрушить базы данных первой компании и перейти на работу в некую третью компанию. Эти действия стали главной причиной того, что покинутая специалистами и лишенная ключевой информации фирма закрылась. "Руководство российских компаний часто даже не знает о том, что у них можно что-то украсть. Во многих компаниях даже не определено, что должно считаться важной, конфиденциальной информацией", говорит Павел Кейнис из "Баярда".

В российском бизнесе есть несколько видов информации, которые крадут особенно часто. По мнению Сергея Степнова из Lions, прежде всего конкуренты и недоброжелатели ищут компромат на руководство компании. Также есть немало желающих обладать негативными материалами о финансовом, кредитном состоянии своих партнеров и конкурентов (долги, налоги, финансовые потоки). "При отсутствии правового регулирования в коммерческой и финансовой сферах, - говорит президент охранно-сыскной корпорации "Инекс" Александр Мейтин, - у нас в стране единственный способ получить долги - это собрать компромат на должника". Часто лукавый партнер готов выполнить свои обязательства лишь под угрозой доноса в налоговые и другие могущественные государственные органы. Очень распространена кража клиентских баз данных. Это особенно часто случается в дистрибьюторских и других торговых компаниях, а также в фирмах, занимающихся взаимозачетами.

В России распространенное явление - переход из одной компании в другую целых команд специалистов. Перекупленные конкурентами сотрудники уносят с собой к новым хозяевам уникальные данные и знание методов работы. Конкуренты также очень хотят знать подробности заключения сделок (скидки, условия) и готовы платить за такие сведения хорошие деньги. Особенно заинтересованы в получении информации о конкурентах фирмы, которые участвуют в тендере. У нас в стране, как и во всем мире, крадут ноу-хау. Но обычно это делается лишь для продажи ноу-хау на Запад. И, естественно, очень распространены информационное воровство и порча информации в компьютерной сфере. Тема безопасности бизнеса настолько обширна, что для освещения всех ее сторон не хватит не только одной статьи, но и книги.

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 6 марта 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter