Архив rb.ru

Идеи сотрудников не нужны некомпетентным и неуверенным в себе менеджерам, считают ученые

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Если сотрудники смело и открыто высказывают свои идеи и предложения по улучшению работы, это идет только на пользу менеджерам и компании, помогает работать лучше, а многочисленные исследования это подтверждают.

Идеи сотрудников не нужны некомпетентным и неуверенным в себе менеджерам, считают ученые
Присоединиться
Компании, в которых людей поощряют высказываться и делиться идеями, демонстрируют лучшие результаты. Но некоторые руководители все-таки пытаются заглушить "голос сотрудника". Это, по мнению ученых из Университета Южной Калифорнии и Университета Техаса в Остине, может говорить о некомпетентности менеджера.


Фото: Fotoimedia

Как пишет Harvard Business Review, ученые предположили, что большинство руководителей чувствуют себя уверенно в своей роли, соответственно, они будут рассматривать предложения и идеи сотрудников по улучшению бизнес-процессов в позитивном ключе. А если у менеджера есть проблемы с уверенностью в себе или сомнения в собственной компетентности (психологи называют это недостатком самоэффективности), то они с большой долей вероятности будут рассматривать активность подчиненных как угрозу и вследствие этого стараться пресечь попытки подчиненных высказаться с целью защитить собственное эго.

Исследователи изучили ситуацию в крупной международной нефтяной компании. Они опросили 41 руководителя и 148 специалистов, работающих в их командах, и их предположения подтвердились. Те менеджеры, у которых был недостаток самоэффективности, были менее склонны рассматривать предложения от сотрудников. Что удивительно, это были высококвалифицированные специалисты с прекрасным образованием как в области точных наук, так и в области бизнеса. То есть они должны были знать о пользе получения идей от сотрудников, но их эго встало у них на пути.

Эта информация может показаться удручающей тем, кто работает под началом неуверенного в собственной эффективности руководителя, но у ученых есть и хорошие новости. В частности, руководитель может повлиять на самовосприятие. Например, помогут психологические упражнения, направленные на принятие и уверенность в себе. Если менеджер будет время от времени думать и писать о своих сильных сторонах, это может снизить его оборонительные и негативные реакции на предложения от сотрудников. В случае если руководитель будет регулярно практиковать такое упражнение, он не просто перестанет чувствовать угрозу, но станет даже поощрять подчиненных делиться идеями. Признание собственной ценности сводит на нет недостаток самоэффективности, говорят ученые.

Исследователи также дали специалистам советы, как они могут повлиять на руководителя, который не дает им высказывать идеи.

1) Если есть возможность, постарайтесь предложить руководителю идею один на один, а не в присутствии команды. Это даст руководителю возможность сохранить лицо, а также минимизирует его ощущение угрозы.

2) Начните с комплиментов, а потом переходите к конструктивной критике. Сначала необходимо поговорить о достоинствах вашего менеджера (тем более, если у него не все в порядке с самоэффективностью). Это снизит вероятность того, что он воспримет ваше мнение в негативном ключе.

3) Говорите о позитивном. Подчеркивайте пользу, которое ваше предложение принесет компании. И, разумеется, избегайте двусмысленностей: менеджер ни в коем случае не должен думать, что он ответственен за несовершенства, которые имеют место сейчас.

Конечно, далеко не все зависит от специалистов. Лидеры компаний должны сделать так, чтобы менеджеры чувствовали себя более защищенными, создать правильный психологический климат (когда, например, людям позволяют учиться, а не бичуют за ошибки и оплошности).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter