Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иллюзия компетентности

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Проблемы многозадачности и способы их решения

Иллюзия компетентности

  Результаты множества исследований говорят о том, что работа одновременно над несколькими задачами плохо сказывается на продуктивности и далеко не полезна для здоровья. Но оказывается, у многозадачности есть еще одно неприятное последствие - она создает иллюзию компетентности.

Опасная иллюзия 

Мы уже писали о том, что работа в многозадачном режиме губит работу и карьеру. Но как показало недавнее исследование, результаты которого были опубликованы в The Chronicle of Higher Education, многозадачность создает еще и иллюзию компетентности. Современные студенты, а в исследовании принимали участие именно они, во время занятий постоянно переключают внимание с преподавателя на конспект, потом на СМС, на Facebook и так далее. В итоге они покидают класс с ощущением, что получили от урока больше, чем это есть в действительности. И это беспокоит специалистов.

«Заядлые «многозадачники» часто слишком уверены в своих возможностях, - говорит Клиффорд Нэсс, профессор психологии Стэндфордского университета, руководивший исследованием. - Но есть доказательства, что они в действительности справляются с выполнением нескольких задач одновременно хуже большинства».

Наглядный пример. Водитель, разговаривающий по телефону, попутно прихлебывая кофе, на небольшой скорости неожиданно врезается в машину, которая едет перед ним. Скорее всего, он будет удивлен, ведь ему казалось, что он не терял бдительности. Между тем, его мозг был взбудоражен для выполнения нескольких задач, и у него возникло иллюзорное чувство, что он хорошо с ними справляется.

Вернемся к студентам. Оказалось, что люди, относящие себя к многозадачникам, значительно хуже справлялись с тестами на сообразительность и запоминание, при выполнении которых нужно было отвлекаться на другие задания, чем те, кто предпочитал концентрироваться на одной конкретной задаче. Результаты удивили исследователей. Они полагали, что многозадачники справятся лучше, по крайней мере, с некоторыми элементами теста. Но этого не произошло. Это исследование стало еще одним доказательством непродуктивности работы в многозадачном режиме.

Необходимые перемены

От ошибок, порождаемых «иллюзией компетентности», не застрахованы и офисные работники. К счастью, подобный режим можно изменить. И не так уж многое для этого нужно: решительность, самодисциплина и знание довольно простых правил. Главное из которых - расставить приоритеты, составить план, записать его и следовать, выполняя одну задачу за другой (о том, как избежать ошибок планирования, читайте в доп. материале). У вас есть привычка бросать намеченное и заниматься тем, что вам только что поручили, даже если это далеко не самое важное дело? Откажитесь от нее.

Постарайтесь избавиться от всех отвлекающих факторов, по крайней мере, когда работаете над приоритетной задачей. Проще всего с почтой и телефоном. Первую - проверять регулярно, но в определенном, удобном для вас режиме, например, раз в час (о том, как организовать управление потоком информации, читайте в доп. материале). Если вас отвлекает всплывающее сообщение, отключите его. Поставьте фильтры, чтобы избавиться от спама... Способов много. Телефон же можно просто отключать на время или использовать автоответчик.

Сложнее с коллегами. Можно изменить график, например, приходить пораньше и тратить утренние часы на то, что действительно важно, а можно воспользоваться методом Яны Франк, автора книги «Муза и чудовище», и договориться с коллегами, что они будут вас беспокоить в строго определенное время. Кстати, вероятно, кому-то подойдет и предложенный ей график работы: 45/15, где 45 минут отводится на большие проекты, а перерывы - на рутинные задания. На ту же почту, например (подробнее - в доп. материале). В общем, освежите в памяти правила тайм-менеджмента или придумайте свои собственные и начните их применять, помня о том, что чтобы работать лучше, нужно работать меньше.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter