Индекс потребительского доверия в России продолжает падать

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Две трети граждан не готовы к тратам в ближайшие 12 месяцев, выяснила компания Nielsen

Российский потребитель, позволивший себе "погулять" на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию. По данным исследования Nielsen, 47% россиян считают ближайший год не самым хорошим временем для покупок, а 20% - и вовсе плохим. Потребители начали экономить даже на еде, а ритейлеры приготовились к существенному падению выручки. 

Готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. По результатам исследования Russians through crisis, проведенного Nielsen, 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% - и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как "хорошее" и "отличное" время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 года это цифра снизилась до 30%. В то же время на 20% стало больше россиян, считающих ближайший год не самым лучшим или абсолютно плохим временем для покупок.

Уровень потребительского доверия в России продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале текущего года еще 6 пунктов, и составляет сейчас 82 пункта, отмечает Дуайт Уотсон, генеральный директор компании "Nielsen Россия". Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн-исследований, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. 

Есть причины для пессимизма

Для пессимистичных настроений в принципе есть все основания, говорит RB.ru Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". "Взять хотя бы то, что очевидно обывателю - существенная девальвация национальной валюты и в значительной степени связанные с этим процессом высокие темпы роста потребительских цен, что в совокупности с существенным падением реальных располагаемых доходов (наблюдается с ноября 2008 г.) и ростом уровня безработицы не оставляет места оптимизму", - отмечает аналитик.

Больше всего россиян беспокоит безработица и снижающийся уровень доходов, отмечается в исследовании Nielsen. По сравнению с сентябрем прошлого года число потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы трудоустройства, сократилось в 2,5 раза - с 50% в сентябре 2008-го до 20% в феврале 2009 года. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои перспективы в области трудоустройства плохими, что в три раза больше, чем всего полгода назад.

Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Сегодня меньше половины российских потребителей (47%) уверены в своих финансах - в ноябре 2008 года их было 51%.

В первую очередь под сокращение в бюджетах домохозяйств попадают товары и услуги, которые не относятся к категории товаров и услуг повседневного спроса. Это предметы роскоши, дорогостоящие товары длительного пользования и такие платные услуги, как, например, посещение ресторанов и т.п., говорит Клягин. Для рынка продуктов питания, по его мнению, риски существенно ниже, однако полностью избежать негативных последствий здесь, конечно, не удастся.

"Игроки рынка отмечают, как минимум, существенное снижение темпов роста продаж. Прогнозы крупнейших продовольственных ритейлеров на 2009 год предусматривают в среднем двукратное снижение темпов роста выручки. На розничном рынке в целом уже сейчас наблюдается заметное снижение темпов роста - по итогам января 2009 года объем рынка увеличился только на 2,4%, против роста на 16,1% по итогам января 2008 года", - отмечает аналитик.

Россияне экономят даже на еде

Согласно исследованию компании "Комкон", 43% россиян сократили траты на мясные деликатесы, 40% - стали реже покупать колбасу, 38% - мясо, 35% - рыбные деликатесы, 30% стали экономить на покупке сыра и рыбы. 26% российских потребителей решили обезопасить себя от роста цен и возможного дефицита и закупили продукты и товары впрок.

Ранее руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков заявил, что москвичи покупают такое же количество продуктов, как и до кризиса, однако отдают предпочтение более дешевым товарам. В связи с этим средняя "стоимость" чека упала на 15-35%.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
HSE Pizza Pitch
21 июня 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase