Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иностранные авиакомпании улетают из России. Влияет ли это на цены?

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Иностранные авиакомпании уходят из России или сокращают число рейсов – мол, кризис, доллар, невыгодно.

Иностранные авиакомпании улетают из России. Влияет ли это на цены?

Иностранные авиакомпании уходят из России или сокращают число рейсов – мол, кризис, доллар, невыгодно. Это не значит, что российским перевозчикам стало хорошо и просторно на рынке. Отечественные авиакомпании тоже вынуждены вести борьбу за каждого пассажира, в том числе удерживая цены на приемлемом уровне, отмечают эксперты.  

 
Фото: Fotoimedia


Lufthansa уже осенью закроет почти половину своих маршрутов в России, в том числе из Нижнего Новгорода и Самары. Ранее компания летала в десять российских городов, но "текущая экономическая ситуация" "не позволяет сохранить рейсы на должном уровне прибыльности".
 

"Дочка" Lufthansa – лоукостер Germanwings с ноября "переедет" из Внукова в Домодедово и будет совершать один рейс в день из Москвы в Берлин.
 

С российского рынка уже ушли китайская Cathay Pacific и тайская Thai Airways.
 

Сократили число рейсов британский лоукостер Easyjet, Czech Airlines, израильская El Al. О прекращении рейсов по маршруту Коломбо-Москва объявила компания Srilankan Airlines, полеты из Москвы в Вену отменил перевозчик Niki, который входит в группу компаний AirBerlin.
 

О значительном сокращении рейсов в Москву объявила венгерская бюджетная авиакомпания Wizzair. Финский перевозчик Finnair временно отменил рейсы в российские регионы. 
 

Американская Delta осенью приостановит полеты в Москву – как ожидается, до марта 2016 года.
 

Почему авиакомпании улетают из России?
 

Причина массового исхода – в тяжелой экономической ситуации.
 

Значительную часть трафика обеспечивали турфирмы, но из-за роста курсов доллара и евро наблюдается серьезное сокращение турпотока, объясняет RB.ru глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.
 

Во-вторых, в России наблюдается снижение деловой активности – падают деловые перевозки.
 

Наконец, нет мощного роста въездного туризма, которому, казалось бы, должен способствовать слабый рубль. Причина в том числе в формировании негативного имиджа России за рубежом, поясняет эксперт.
 

Эти факторы привели к падению пассажиропотока на международных направлениях. По данным  Росавиации, в январе-мае международные перевозки упали на 14,1%, до 13,8 млн человек.
 

Но есть и "луч света в темном царстве". "Например, в период укрепления рубля, где-то до середины июля, наблюдался дефицит провозных емкостей на Европу, которая вместе с падением евро вновь становилась привлекательной для туристов - говорит Пантелеев. – Но сейчас ослабление рубля возобновилось, и это влияет на пассажиропоток и перевозки".  
 

Борьба за пассажира
 

И тут встает логичный вопрос – а могут ли отечественные компании воспользоваться сложившейся ситуацией? "Нельзя говорить, что российские компании в плюсе от происходящего – им тоже не хватает пассажиров", - рассказывает аналитик "Авиапорт". С другой стороны, по словам Пантелеева, отечественные перевозчики, возможно, пострадали меньше на тех же направлениях, потому что хотя бы часть их издержек номинирована в сильно подешевевших рублях.
 

Возможностей повышать тарифы у российских авиакомпаний тоже нет – для отечественных пассажиров новые рублевые цены и так оказались большой проблемой, говорит Пантелеев.
 

"Первыми рынок начали покидать компании, обслуживающие дальнемагистральные рейсы, например, в Азию, США и пр., билеты куда обычно являются одними из самых дорогих. Однако уменьшение конкуренции на этих маршрутах не привело к резкому увеличению цен, - говорит RB.ru официальный представитель сервиса по поиску авиабилетов momondo в России Ирина Рябовол. - Российские компании, которые также столкнулись с сокращением спроса, искусственно удерживали цены на практически докризисном уровне". По ее словам, борьба за каждого пассажира в российских авиакомпаниях продолжается и сегодня. Несмотря на то, что Delta покидает рынок осенью, "Трансаэро" объявила распродажу билетов Москва-Нью-Йорк с отправлением в осенне-зимний период.

 

Национальные перевозчики также продолжают лоббировать изменения в законодательстве, которые призваны привести к сокращению издержек, рассказывает Ирина Рябовол. В июне прошлого года в силу вступил закон о невозвратных билетах, сейчас компании просят разрешить овербукинг. Горячее питание на рейсах менее трех часов заменили снеками, а нормы бесплатного провоза багажа постепенно сокращают. "Все эти неприятные для пассажиров меры, тем не менее, позволяют нашим компаниям балансировать на таком нестабильном рынке и предлагать конкурентные цены на билеты", - отмечает представитель momondo.

 

Встречаются и единичные случаи, когда российские перевозчики расширяют свою сеть маршрутов, занимая пустующие ниши. Так, в начале июня "Трансаэро" начала осуществлять прямые перелеты из Санкт-Петербурга в Пекин. "Направление можно считать одним из самых перспективных. Во-первых, постепенно расширятся деловые отношения между Россией и Китаем, так что авиарейсы становятся все более востребованными в бизнес-структурах. Во-вторых, большее количество прямых рейсов может способствовать развитию и популяризации самостоятельного туризма среди петербуржцев. В-третьих, в 2015 году существенно увеличился приток китайских туристов в нашу страну, в частности, в Санкт-Петербург, который является не только важной экономической точкой, но и одним из главных культурных центров России", - объясняет Ирина Рябовол.
 

Кто не рискует, тот…
 

"Общая тенденция - на снижение числа рейсов, но всякий раз, когда есть бегущие с тонущего корабля, есть и те, кто готов рискнуть", - говорит Олег Пантелеев. Например, на нашем рынке активны Fly Dubai, "Турецкие авиалинии", которые готовы воспользоваться моментом и в каком-то смысле попытаться занять место Lufthansa. По данным эксперта, наш рынок интересен Монголии, интерес к направлению, несмотря ни на что, сохраняет и Китай. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Что происходило с валютным рынком в России в мае и как с этим теперь работать — бизнесу и не только?
  4. 4 Все говорят о том, что реальный курс валюты другой. Что это значит?