Архив rb.ru

Иностранные авиакомпании улетают из России. Влияет ли это на цены?

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор RB.ru

Дина Богдашова
Иностранные авиакомпании улетают из России. Влияет ли это на цены?

Иностранные авиакомпании уходят из России или сокращают число рейсов – мол, кризис, доллар, невыгодно. Это не значит, что российским перевозчикам стало хорошо и просторно на рынке. Отечественные авиакомпании тоже вынуждены вести борьбу за каждого пассажира, в том числе удерживая цены на приемлемом уровне, отмечают эксперты.  

 
Фото: Fotoimedia


Lufthansa уже осенью закроет почти половину своих маршрутов в России, в том числе из Нижнего Новгорода и Самары. Ранее компания летала в десять российских городов, но "текущая экономическая ситуация" "не позволяет сохранить рейсы на должном уровне прибыльности".
 

"Дочка" Lufthansa – лоукостер Germanwings с ноября "переедет" из Внукова в Домодедово и будет совершать один рейс в день из Москвы в Берлин.
 

С российского рынка уже ушли китайская Cathay Pacific и тайская Thai Airways.
 

Сократили число рейсов британский лоукостер Easyjet, Czech Airlines, израильская El Al. О прекращении рейсов по маршруту Коломбо-Москва объявила компания Srilankan Airlines, полеты из Москвы в Вену отменил перевозчик Niki, который входит в группу компаний AirBerlin.
 

О значительном сокращении рейсов в Москву объявила венгерская бюджетная авиакомпания Wizzair. Финский перевозчик Finnair временно отменил рейсы в российские регионы. 
 

Американская Delta осенью приостановит полеты в Москву – как ожидается, до марта 2016 года.
 

Почему авиакомпании улетают из России?
 

Причина массового исхода – в тяжелой экономической ситуации.
 

Значительную часть трафика обеспечивали турфирмы, но из-за роста курсов доллара и евро наблюдается серьезное сокращение турпотока, объясняет RB.ru глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.
 

Во-вторых, в России наблюдается снижение деловой активности – падают деловые перевозки.
 

Наконец, нет мощного роста въездного туризма, которому, казалось бы, должен способствовать слабый рубль. Причина в том числе в формировании негативного имиджа России за рубежом, поясняет эксперт.
 

Эти факторы привели к падению пассажиропотока на международных направлениях. По данным  Росавиации, в январе-мае международные перевозки упали на 14,1%, до 13,8 млн человек.
 

Но есть и "луч света в темном царстве". "Например, в период укрепления рубля, где-то до середины июля, наблюдался дефицит провозных емкостей на Европу, которая вместе с падением евро вновь становилась привлекательной для туристов - говорит Пантелеев. – Но сейчас ослабление рубля возобновилось, и это влияет на пассажиропоток и перевозки".  
 

Борьба за пассажира
 

И тут встает логичный вопрос – а могут ли отечественные компании воспользоваться сложившейся ситуацией? "Нельзя говорить, что российские компании в плюсе от происходящего – им тоже не хватает пассажиров", - рассказывает аналитик "Авиапорт". С другой стороны, по словам Пантелеева, отечественные перевозчики, возможно, пострадали меньше на тех же направлениях, потому что хотя бы часть их издержек номинирована в сильно подешевевших рублях.
 

Возможностей повышать тарифы у российских авиакомпаний тоже нет – для отечественных пассажиров новые рублевые цены и так оказались большой проблемой, говорит Пантелеев.
 

"Первыми рынок начали покидать компании, обслуживающие дальнемагистральные рейсы, например, в Азию, США и пр., билеты куда обычно являются одними из самых дорогих. Однако уменьшение конкуренции на этих маршрутах не привело к резкому увеличению цен, - говорит RB.ru официальный представитель сервиса по поиску авиабилетов momondo в России Ирина Рябовол. - Российские компании, которые также столкнулись с сокращением спроса, искусственно удерживали цены на практически докризисном уровне". По ее словам, борьба за каждого пассажира в российских авиакомпаниях продолжается и сегодня. Несмотря на то, что Delta покидает рынок осенью, "Трансаэро" объявила распродажу билетов Москва-Нью-Йорк с отправлением в осенне-зимний период.

 

Национальные перевозчики также продолжают лоббировать изменения в законодательстве, которые призваны привести к сокращению издержек, рассказывает Ирина Рябовол. В июне прошлого года в силу вступил закон о невозвратных билетах, сейчас компании просят разрешить овербукинг. Горячее питание на рейсах менее трех часов заменили снеками, а нормы бесплатного провоза багажа постепенно сокращают. "Все эти неприятные для пассажиров меры, тем не менее, позволяют нашим компаниям балансировать на таком нестабильном рынке и предлагать конкурентные цены на билеты", - отмечает представитель momondo.

 

Встречаются и единичные случаи, когда российские перевозчики расширяют свою сеть маршрутов, занимая пустующие ниши. Так, в начале июня "Трансаэро" начала осуществлять прямые перелеты из Санкт-Петербурга в Пекин. "Направление можно считать одним из самых перспективных. Во-первых, постепенно расширятся деловые отношения между Россией и Китаем, так что авиарейсы становятся все более востребованными в бизнес-структурах. Во-вторых, большее количество прямых рейсов может способствовать развитию и популяризации самостоятельного туризма среди петербуржцев. В-третьих, в 2015 году существенно увеличился приток китайских туристов в нашу страну, в частности, в Санкт-Петербург, который является не только важной экономической точкой, но и одним из главных культурных центров России", - объясняет Ирина Рябовол.
 

Кто не рискует, тот…
 

"Общая тенденция - на снижение числа рейсов, но всякий раз, когда есть бегущие с тонущего корабля, есть и те, кто готов рискнуть", - говорит Олег Пантелеев. Например, на нашем рынке активны Fly Dubai, "Турецкие авиалинии", которые готовы воспользоваться моментом и в каком-то смысле попытаться занять место Lufthansa. По данным эксперта, наш рынок интересен Монголии, интерес к направлению, несмотря ни на что, сохраняет и Китай. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop