Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иностранные компании тратят на сотрудников в два раза больше российских

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

KPMG выяснила, что россияне увольняются из-за размера зарплаты

Иностранные компании тратят на сотрудников в два раза больше российских
Специалисты компании KPMG составили ежегодный обзор "Бенчмаркинг системы управления персоналом-2010", в котором приняли участие представители департаментов по управлению персоналом российских компаний и международных организаций, работающих в России. Как показало исследование, в иностранных компаниях доля расходов на оплату труда в структуре расходов на персонал меньше, чем в российских, а доля расходов на льготы больше.

Расходы на персонал в расчете на одного сотрудника в зарубежных компаниях в два раза выше, чем в российских, а выручка на сотрудника в иностранных компаниях в 1,8 раза превышает аналогичный показатель в отечественных организациях. При этом коэффициент окупаемости инвестиций в персонал (HR ROI) в иностранных компаниях оказался существенно выше, говорится в отчете KPMG.

Русские уходят из-за денег

Интересно, что самой распространенной причиной добровольного ухода сотрудников в российских компаниях является недовольство уровнем оплаты труда, а в иностранных - личные обстоятельства (для сравнения - по результатам исследования 2009 года второй была причина "отсутствие возможностей для карьерного и профессионального роста").

Помимо перечисленного компании - участники Бенчмаркинга в качестве причин ухода сотрудников называли также "желание сменить сферу деятельности", "местоположение офиса компании", "недостатки коммуникации" и "конфликты с руководством".

Но зарплаты растут

О повышении заработной платы в 2010 году сообщили почти все компании - участники обзора (87%). В среднем в этих организациях зарплата была повышена для всех руководителей высшего звена, производственного и вспомогательного персонала, для 95% специалистов/менеджеров по продажам, для 90% руководителей среднего звена и около 90% специалистов. Повышение составило 10-12% в зависимости от категории персонала и функционального направления.

Большинство компаний (70%) пересматривают заработную плату ежегодно, 83% делают это в плановом порядке по всей организации. Чаще всего при пересмотре заработной платы сотрудника в 2010 году учитывался рыночный уровень оплаты труда для аналогичной должности, а также результаты оценки работы сотрудника.

В 2011 году увеличение заработной платы планируют более 80% компаний, при этом повышение составляет около 10% в зависимости от категории персонала и функционального направления.

И льготы есть

Что касается льгот, то наиболее распространенной в 2010 году стала оплата мобильных телефонов, отмечается в отчете KPMG. В основном она предоставляется руководителям высшего и среднего звена. Также широко используются программы добровольного медицинского страхования (87% компаний), предоставление материальной помощи сотрудникам (70% компаний), корпоративные машины (65% компаний), страхование жизни (57% компаний). 39% компаний отметили наличие доплаты по больничным листам, а 35% участников - доплаты по декретным отпускам.

Среди других льгот участники также называли дополнительное медицинское страхование для членов семей сотрудников, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, предоставление парковочных мест, бесплатное предоставление продукции компании, аренду бассейна/тренажерного зала.

И развитие

Отдельный блок исследования посвящен специальным программам развития персонала, в частности, программам по управлению талантами и развитию кадрового резерва. По мнению участников обзора программы кадрового резерва являются более распространенными, чем программы управления талантами (их используют 48% и 22% участников).

Аналитики компании отмечают, что в прошлом году более половины сотрудников (56%) прошли обучение. Примечательно, что лидирует в этом отношении сектор "Фармацевтика и медицинские товары" - значение данного показателя здесь составляет 84%.

Интересно сравнение стоимости обучения одного сотрудника "своими силами" (которая определялась как сумма затрат на оплату труда специалистов по обучению персонала и на учебные материалы) со стоимостью обучения при помощи внешних провайдеров. Если в первом случае обучение 1 сотрудника обходится компаниям в среднем по рынку в 5 200 рублей в год, то во втором его стоимость составляет в среднем 17 578 рублей в год.

Однако необходимо иметь в виду, что на внешние тренинги отправляют, как правило, не всех сотрудников.  Следует также учитывать, что провайдеров привлекают для проведения обязательного обучения, а также тренингов, которые не могут быть проведены силами корпоративных тренеров.

Некоторых даже повысили

В 2010 году доля сотрудников, получивших повышение, в иностранных компаниях составила около 8%, а в компаниях с российским капиталом - чуть менее 1%.

Программы построения имиджа компании уже давно являются важной частью корпоративной политики. Спонсорством и благотворительностью занимаются 83% участников Бенчмаркинга, построением бренда работодателя - 52%. Регулярный мониторинг удовлетворенности персонала практикуют 74% компаний.

По мнению Алевтины Борисовой, руководителя Группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ в России и СНГ, результаты исследования показали, что по-прежнему существует большой разрыв между опытом управления персоналом в российских и международных компаниях.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  2. 2 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  3. 3 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому
  4. 4 Компания исследовала 2500 человек, чтобы изучить выгорание — и вот ее выводы
  5. 5 Медцентры теряют 30% обращений — почему так происходит и как с этим работать