Иностранные компании тратят на сотрудников в два раза больше российских

Расскажите друзьям
Андрей
Андрей

KPMG выяснила, что россияне увольняются из-за размера зарплаты

Специалисты компании KPMG составили ежегодный обзор "Бенчмаркинг системы управления персоналом-2010", в котором приняли участие представители департаментов по управлению персоналом российских компаний и международных организаций, работающих в России. Как показало исследование, в иностранных компаниях доля расходов на оплату труда в структуре расходов на персонал меньше, чем в российских, а доля расходов на льготы больше.

Расходы на персонал в расчете на одного сотрудника в зарубежных компаниях в два раза выше, чем в российских, а выручка на сотрудника в иностранных компаниях в 1,8 раза превышает аналогичный показатель в отечественных организациях. При этом коэффициент окупаемости инвестиций в персонал (HR ROI) в иностранных компаниях оказался существенно выше, говорится в отчете KPMG.

Русские уходят из-за денег

Интересно, что самой распространенной причиной добровольного ухода сотрудников в российских компаниях является недовольство уровнем оплаты труда, а в иностранных - личные обстоятельства (для сравнения - по результатам исследования 2009 года второй была причина "отсутствие возможностей для карьерного и профессионального роста").

Помимо перечисленного компании - участники Бенчмаркинга в качестве причин ухода сотрудников называли также "желание сменить сферу деятельности", "местоположение офиса компании", "недостатки коммуникации" и "конфликты с руководством".

Но зарплаты растут

О повышении заработной платы в 2010 году сообщили почти все компании - участники обзора (87%). В среднем в этих организациях зарплата была повышена для всех руководителей высшего звена, производственного и вспомогательного персонала, для 95% специалистов/менеджеров по продажам, для 90% руководителей среднего звена и около 90% специалистов. Повышение составило 10-12% в зависимости от категории персонала и функционального направления.

Большинство компаний (70%) пересматривают заработную плату ежегодно, 83% делают это в плановом порядке по всей организации. Чаще всего при пересмотре заработной платы сотрудника в 2010 году учитывался рыночный уровень оплаты труда для аналогичной должности, а также результаты оценки работы сотрудника.

В 2011 году увеличение заработной платы планируют более 80% компаний, при этом повышение составляет около 10% в зависимости от категории персонала и функционального направления.

И льготы есть

Что касается льгот, то наиболее распространенной в 2010 году стала оплата мобильных телефонов, отмечается в отчете KPMG. В основном она предоставляется руководителям высшего и среднего звена. Также широко используются программы добровольного медицинского страхования (87% компаний), предоставление материальной помощи сотрудникам (70% компаний), корпоративные машины (65% компаний), страхование жизни (57% компаний). 39% компаний отметили наличие доплаты по больничным листам, а 35% участников - доплаты по декретным отпускам.

Среди других льгот участники также называли дополнительное медицинское страхование для членов семей сотрудников, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, предоставление парковочных мест, бесплатное предоставление продукции компании, аренду бассейна/тренажерного зала.

И развитие

Отдельный блок исследования посвящен специальным программам развития персонала, в частности, программам по управлению талантами и развитию кадрового резерва. По мнению участников обзора программы кадрового резерва являются более распространенными, чем программы управления талантами (их используют 48% и 22% участников).

Аналитики компании отмечают, что в прошлом году более половины сотрудников (56%) прошли обучение. Примечательно, что лидирует в этом отношении сектор "Фармацевтика и медицинские товары" - значение данного показателя здесь составляет 84%.

Интересно сравнение стоимости обучения одного сотрудника "своими силами" (которая определялась как сумма затрат на оплату труда специалистов по обучению персонала и на учебные материалы) со стоимостью обучения при помощи внешних провайдеров. Если в первом случае обучение 1 сотрудника обходится компаниям в среднем по рынку в 5 200 рублей в год, то во втором его стоимость составляет в среднем 17 578 рублей в год.

Однако необходимо иметь в виду, что на внешние тренинги отправляют, как правило, не всех сотрудников.  Следует также учитывать, что провайдеров привлекают для проведения обязательного обучения, а также тренингов, которые не могут быть проведены силами корпоративных тренеров.

Некоторых даже повысили

В 2010 году доля сотрудников, получивших повышение, в иностранных компаниях составила около 8%, а в компаниях с российским капиталом - чуть менее 1%.

Программы построения имиджа компании уже давно являются важной частью корпоративной политики. Спонсорством и благотворительностью занимаются 83% участников Бенчмаркинга, построением бренда работодателя - 52%. Регулярный мониторинг удовлетворенности персонала практикуют 74% компаний.

По мнению Алевтины Борисовой, руководителя Группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ в России и СНГ, результаты исследования показали, что по-прежнему существует большой разрыв между опытом управления персоналом в российских и международных компаниях.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Всеволод Крейденков 11:05, 25.05.2011
    0
    Андрей, для оценки достоверности результатов необходимо публиковать характеристики выборки - сколько российских и иностранных компаний участвовало, распределение тех и других по отраслям, размеру, региону деятельности и т.д. По моим предварительным данным (финансовый сектор), расходы на персонал в иностранных компаниях выше, но не на много, доля социальных выплат по отношению к заработной плате почти сравнялась, а доходы на сотрудника, равно как и чистая прибыль, даже ниже, чем в сравнимых по размеру и отраслевой принадлежности российских компаниях. Цифры же по страхованию жизни, программам кадрового резерва и управления талантами, мониторингу удовлетворенности персонала и т.д. позволяют предположить, что значительную часть участников вашего исследования составляют "дочки" транснациональных компаний.
  • Светлана Осадчая 16:10, 25.05.2011
    0
    Всеволод, когда компании большой четверки делают такие обзоры, там всегда известно, кто принимал участие в исследовании, и все параметры выборки. Я думаю, что вся эта информация скорее всего выложена на сайте KPMG либо предоставляется по запросу.
  • Проходил мимо
    Светлана Осадчая Проходил мимо 12:05, 26.05.2011
    0
    Простите, Светлана, не сразу заметил ваш ответ... Я более, чем в курсе, т.к. представляю их конкурента на этой ниве. А если по сути, то упоминания на их сайте я не нашел. Более того, нет необходимости называть конкретные компании, достаточно общей характеристики выборки - это просто правило хорошего тона, которое позволяет оценить достоверность результатов... В силу того, что я сам занимаюсь подобными исследованиями, я хорошо вижу по результатам размер и характеристику их выборки, равно как и ее репрезентативность :)... Это просто дружеская подковырка :))... Кстати, соцпакет в наших крупных компаниях вполне сравним с иностранцами, топы даже более в шоколаде. Иностранцы демократичнее в предоставлении и размере льгот, лучше относятся к менеджерам среднего звена и квалифицированным специалистам, плюс более щедры в предоставлении релокационных льгот иностранным сотрудникам. А увольняли они народ в кризис даже веселее :)...
  • osadchaya
    Проходил мимо osadchaya 14:42, 26.05.2011
    0
    Да, Всеволод, теперь поняла)) Кстати, заходила на Ваш сайт, очень показалось интересно. Российские компании от западных, по моим наблюдениям, отличаются кардинально, в том числе и по типажу людей, которые там работают. В Российских компаниях зачастую может быть зарплата и больше, и свободы в принятии решений больше, но пользуются спросом все равно иностранные. Это не мое мнение, это то, что говорят кандидаты.
  • Проходил мимо
    osadchaya Проходил мимо 15:11, 26.05.2011
    0
    Спасибо, Светлана, на добром слове... тем не менее, мои претензии сугубо профессиональны :))... Уровень организации деятельности у них выше, а дистанция власти ниже. Чуть меньше политики и больше работы, формальнее отношения и нормативнее поведение, меньше начальников и уровней управления, больше процедур и меньше самодурства, выше специализация и предсказуемость... продолжать можно долго. С другой стороны, топам-мужчинам, особенно с бэкграундом, наверное должно быть интереснее в аналогичных по размеру российских компаниях - вызовы и результаты, самостоятельность и скорость принятия решений, общественное признание и атрибуты статуса, даже уровень комендности... все может быть выше. А иностранцы часто делают ставку на тех, кто деньги компании зарабатывает в полях - т.е. уже упомянутых менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов... в условиях правильной организации деятельности значение индивидуальных качеств сотрудника, в том числе топа, снижается :)...
  • Светлана Осадчая 18:46, 26.05.2011
    0
    Да, согласна с Вами полностью. Просто иногда при выборе нового места работы люди делают выбор в пользу стабильности и предсказуемости, а не в пользу вызова и результата, интереса и т.д. Даже топы. Хотя буквально недавно был у меня обратный случай - схантили генерального директора Российской компании в иностранную, т.к. в Российской было все стабильно и предсказуемо, а в иностранной был вызов и полнейшая непредсказуемость)) Кандидат очень долго думал, но все же сделал выбор в пользу профессионального роста. Отличный, кстати, кандидат, давно таких у меня не было.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Finopolis
17 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase