Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иностранные розничные сети атаковали Россию

Архив rb.ru

В нашу страну потоком хлынули западные ритейлеры, желающие заработать

Иностранные розничные сети атаковали Россию
Россия стала объектом экспансии иностранных торговых компаний. За последние две недели к ним присоединились магазины игрушек Hamleys и универмаги Debenhams. А чуть ранее к нам пришли представители Marks & Spencer.
 
Как пишет в блоге на сайте The Financial Times Бен Арис, средний доход жителя России с 2000-го года вырос в 16 раз, что и стало причиной стремительного развития организованной розничной торговли. Кроме того, медленный рост в Европе на фоне стремительного роста в России заставляет западноевропейские сети начать свое движение на восток. Но если в целом прямые иностранные инвестиции в российскую экономику нарастают медленно, то в секторе розничной торговли они, по данным некоторых аналитиков, за последний год показали трехкратный рост.
 
По данным компании Euromonitor, Россия уже сейчас входит в первую тройку европейских рынков по многим группам потребительских продуктов, а примерно к 2018 году может стать крупнейшим потребительским рынков в Европе. Особенно быстро растет сектор товаров для детей. В прошлом году Россия стала самым крупным в Европе рынком игрушек.
 
Hamleys планирует в мае открыть в торговом центре "Европейский" на Киевской большой магазин площадью в 1700 квадратных метров. Фирма заключила лицензионную сделку с компанией Ideas4retail, принадлежащей российскому бизнесмену Александру Мамуту и бывшему совладельцу главной в России сети магазинов re:Store Евгению Бутману. Российская компания заявила, что она собирается открыть в Москве и других крупных городах в ближайшие три года шесть магазинов Hamleys.
 
Основной конкурент - "Детский мир" - планирует на треть увеличить оборот в своих 200 магазинах и довести его в этом году до $1 млрд. В следующем году также планируется открытие "главного" магазина на Лубянке. Его площадь составит 74 тысячи квадратных метров. Он станет "самым большим магазином игрушек в мире", обогнав магазин Hamleys на лондонской Риджент-стрит.
 
По данным консалтинговой компании PMR, за 2011 год сектор детский товаров вырос на 17% и достиг объема в $11,3 млрд. Российский рынок детских товаров обогнал германский, который ранее считался самым большим в Европе.
 
При этом сектор детских товаров заметно уступает по объему сектору одежды и обуви, который в свою очередь уступает только сектору продуктов и напитков. В 2013 году объем сектора одежды, по данным PMR, дойдет до $72,3 млрд, и у России появятся перспективы стать крупнейшим рынком Европы и в этой области.
 
Сеть Debenhams присоединится к уже закрепившимся на рынке игрокам – таким как сеть Marks & Spenser, которая открыла свой первый магазин в России в 2005 году, а за прошлый год прибавила к нему еще пять. Debenhams откроет свой первый магазин в сентябре в одном из столичных торговых центров. В нем покупателям будут предлагаться мужская и женская одежда, детские товары, товары для дома, парфюмерия и косметика.
 
Стоит напомнить, что первой иностранной торговой сетью в России стала шведская IKEA, которая в 2000 году открыла свой первый современный торговый центр, определивший лицо сектора.
 
Россия готова для "захвата"
 
Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин отмечает, что основной фактор привлекательности российского розничного рынка – это, прежде всего, высокие темпы роста и более чем значительный потенциал дальнейшего развития. "Несмотря на динамичное развитие ритейла в последние годы, рынок все еще остается ненасыщенным, конкуренция формируется на достаточно комфортном уровне, - заявил он в разговоре с RB.ru. - Можно отметить, что сегодня на долю современных форматов торговли в принципе приходится только около 20% в общем объеме товарооборота, а продажи нескольких крупнейших операторов формируют не более 10% рынка".
 
Естественно, интерес к экспансии в Россию западных игроков, оперирующих в самых разных сегментах ритейла, остается очень высоким, продолжает он. В целом российский ритейл в 2011 г., несмотря на ряд неблагоприятных факторов, оказывающих давление на динамику продаж, демонстрировал весьма позитивные тренды. Несмотря на крайне низкие темпы роста реальных располагаемых доходов населения - только около 0,8% против 5% в 2010 г. – по итогам 2011 г. розничные продажи в товарной массе выросли на 7%. В номинальном денежном выражении роста составил более 15%.
 
"В среднесрочной перспективе ритейл, несомненно, будет оставаться одним из наиболее динамичных направлений потребительского рынка. Основным фактором будет выступать ожидаемое увеличение благосостояния население. По прогнозам МЭР в период 2012-2014 гг. средние темпы роста реальных располагаемых доходов составят около 4,5%, а темпы роста розничной торговли – более 5% в товарной массе", - обнадеживает Клягин.
 
Магазинов может стать вдвое больше
 
С ним согласна и аналитик ТКБ Капитал Наталья Колупаева, которая также отмечает, что
локально - для каждого отдельно взятого региона или города, помимо возможностей для открытия новых торговых площадей, существуют проблемы - с качеством и наличием таких площадей, уровнем арендных ставок, логистикой и так далее.
 
"Если говорить о рынке Москвы - то с точки зрения обеспеченности торговыми площадями он далек от насыщения - на тысячу жителей приходится около 700 кв.м, таким образом, исходя из среднего уровня, характерного для Европейских городов, торговые площади Москвы имеют потенциал удвоения", - прогнозирует эксперт.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter